Header Ads

Культурное ускорение. Шесть. (СМИ)



Каждая юная журналистка, пока учится на журфаке, мечтает писать о культуре, встречаться с деятелями искусства, постоять рядом со звездой, а потом приходит на работу в редакцию и жарит криминальные новости и уверяет, что про культуру не читают.

Если вы увидели этот текст, то это последняя часть большого материала. Все ссылки про культурное состояние Алтайского края и о возможном ускорение оставлю в конце.

В последней части надо написать о СМИ.

Что бы не гуглить какое я имею отношение к СМИ, скажу, что 24 года я вел телепередачу «Афиша», о культуре в Барнауле.

Много раз с коллегами мы обсуждали важные проблемы, как писать про культуру. Я делал доклады, вел круглые столы. Культуре уделяют 2 – 3 % от общего содержания СМИ. Редакторы говорят, что культура не интересует публику. Я отвечаю, что они не умеете писать о культуре.

Мы обсуждали с губернатором проект сотрудничества со СМИ в рамках концепции «Барнаул - культурная столица юга Сибири». Я доказывал, что без СМИ невозможно реализовать концепцию. Но я уже говорил, реализовывать ее не планировали. Она нужна была для создания видимости работы. Было указание сверху, регионы отреагировали.

Традиционные СМИ застряли «в прошлом веке», они тиражируют скандалы и расследования, они уже даже не влияют на политическую ситуацию и теряют доверие читателя, который уходит в социальные сети и СМИ теперь ссылается на соцсети как на источник информации.

Что надо сделать, что бы культурная информация дошла до читателя. Надо создать агентство, которое заключит договор со всеми крупными СМИ и будет обеспечивать их информацией, создавая форматный контент для каждого издания. Это позволить СМИ сократить журналистов, оптимизировать процесс и получить дополнительную прибыль.

Интересно, а министерство культуры края имеет право заключить договор со СМИ для освещения культурных событий, или пресс-служба министерства, и пресс-службы всех государственных учреждений вынуждены выстраивать отдельные отношения с прессой?

У комитета по культуре и министерства есть хороший опыт. В крае выпускают журнал «Культура Алтайского края». Был журнал «Культура Барнаула».

Я, как комиссара галереи «Республика ИЗО», устал от сложных отношений с прессой. Некоторые СМИ города пишут про наши выставки, другие не замечают. В Советское время СМИ не хватало места для культуры, оставался подвал на последней странице, газеты вынуждены были писать огромные передовицы про партию и правительство, сегодня - другая проблема, где найти контент для копипаста. Поэтому СМИ перепечатывают сводки от пресс-службы МВД и МЧС и грязные истории про «звезд эстрады». Обратите внимание - у некоторых посещаемых инфосайтов даже нет рубрики «культура», они в толк не возьмут, зачем она им.

Если у министерства культуры есть возможность заключить договор со СМИ, то следует этим воспользоваться. Помимо того, что культурная информация по договору будет выходить своевременно, администрация избавится от авторской позиции, то есть не будет журналистов с их мнением и ошибками. Все государственные институции будут присылать тексты в контролируемое министерством агентство, там их будут корректировать и переправлять в СМИ, они будут обязаны в нужном объеме по договору их публиковать.

Сегодня в Алтайском крае не требуется разное мнение о культурном событии, необходимо доставить информацию. Обратная связь от потребителя культуры дает понять, что зритель, читатель, слушатель не получает информацию вовремя. Я часто слышу: «Если бы знали, то обязательно бы пошли».

Если вы думаете, что внутри культурного пространства есть конкуренция, то вы заблуждаетесь. В городе мало культурных событий, театры выпускают 16 – 20 спектаклей в год. Все музеи и галереи открывают около 40 выставок. Выходит 4 номера литературного журнала и 5 – 7 книг, если не считать краеведческую и специальную литературу. В Барнауле даже концертов не так много, всего 4 оркестра. (Симфонический, «Сибирь», Русский камерный и Духовой)

Культурное поле в Барнауле, конечно не целина, уже многое выросло и цветет. Но пора возделывать его интенсивно, ускоренными методами. Пресса в этом процессе нужна, и надо работать с ней по новым правилам. Пока СМИ теряют аудиторию и процессами начинают рулить СММщики. Все театры, музеи, оркестры завели страницы в соцсетях и галерея «Республика Изо» опустилась до Тик Тока. Многие думают, что основную культурную информацию люди получают из интернета, но как показывает практика, самая эффективная реклама - это баннеры вдоль дорог в спальные районы. И там господствует реклама гастролеров.

Зачем много информации о культуре? Для того что бы горожане осознавали, что они живут в культурном центре и знали, что в городе много интересных культурных событий, что бы эта информация вызывала желание сходить в музей, театр, на концерт или в галерею. Что бы мы могли культурно ответить приезжему блогеру, сказавшему, что Барнаул грязный и не ухоженный, зато у нас прекрасные театры, музеи – галереи, филармония и оркестры. А тот, кто обзывается, так и называется.

Спасибо, что читали.

Ссылки.

Культурное ускорение. Раз https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_10.html

Культурное ускорение. Два. https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_15.html

Культурное ускорение. Три. (Музыка) https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_18.html

Культурное ускорение. Четыре. (Лит-ра). https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_23.html

Культурное ускорение. Пять. (ИЗО) https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_28.html

В.А. Климов.