Header Ads

Культурное ускорение. Пять. (ИЗО)



Зачем людям культура и почему администрация Алтайского края должна обсудить вопрос ускорения развития культуры? Я пишу об этом в первых частях текста. Читайте по ссылке https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_10.html

Текст большой, но предложения конкретные и простые. Я пишу о театре, кино, https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_15.html

Музыке https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_18.html

Литературе https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_23.html

Это основные направления отрасли, которые контролирует государство. Почти вся культура в стране - государственная. И только в изобразительном искусстве пока есть частный сектор. Не получилось воспользоваться эффектом «Казаки против Гельмана» и закрыть все частные галереи. Мне иногда, кажется, что изобразительное искусство опять, как и в глубокую фазу застоя на первой линии борьбы за свободу.

Сегодня поговорим об изобразительном искусстве, но сначала познакомитесь с документом. «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Сценарии, миссия, стратегические приоритеты и целевые ориентиры социально-экономического развития Алтайского края. Приоритет «Качество жизни». Культура. Цель: Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности. Стратегические задачи: 1) развитие культуры малых городов и сел региона путем модернизации инфраструктуры культуры; 2) создание условий для увеличения разнообразия видов услуг в сфере культуры, развития новых форм культурно-образовательных и дополнительных услуг; 3) обеспечение доступа граждан к электронным ресурсам культуры в дистанционном режиме; 4) выявление, продвижение и поощрение талантливой молодежи; приобщение детей к искусству; 5) обеспечение учреждений культуры и искусства высококвалифицированными профессиональными кадрами, повышение престижа профессии».

Смотрите документ, стр. 72

http://econom22.ru/prognoz/strateg/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf

Нет в этом документе ничего нового о культуре, это 100500 раз переписанный доклад заместителя начальника управления администрации Алтайского края по культуре Г. К. Зеленцова за 1983 год.

То, что администрация должна строить и ремонтировать объекты культуры, это не обсуждается, она должна контролировать процесс подготовки профессиональных кадров – понятно, но спорно, а как же негосударственные институты? Но как сделать культуру нужной людям они не думают, в представление администрации, культура сама себя будет развивать, только дайте ей место.

Десять лет назад так и было, я говорил об этом бывшему губернатору А.Б Карлину на новогодней встрече с творческими работниками в 2010 г.

Но ситуация изменилась. Требуется ускорение.

Что можно сделать в изобразительном искусстве, что бы оно стало популярным и востребованным.

Сегодня в Барнауле очевиден спад интереса к изобразительному искусству, в первую очередь этому способствует длительная реконструкция главной выставочной площадки края - Государственного художественного музея. В начале 2000-х годов в городе наблюдался галерейный бум, были открыты несколько галерей и музей Город. В выставочном зале Союза художников проводил по 10 выставок в год. Сегодня все иначе. Осталось 3 активных галереи, зал Союза художников перешел музею Город, и сильно поменялась концепция.

Самое крупное выставочное событие, это межрегиональная биеннале молодых художников «АзАрт». Проект вырос, окреп, стал заметным среди некоторых специалистов на территории Сибири. Но выставка не вышла на другой уровень. Думаю, что организаторы это понимают и предложат новую стратегию.

Почему я говорю об «АзАрте», потому что выставка делается на краевые деньги, Союзу художников выделяют грант на проведение выставки. Грантовая система, это непрозрачная схема, позволяющая контролировать происходящее и держать в напряжение организаторов. Считаю, что выставку «АзАрт» надо вписать в бюджет, а не держать на грантах.

Проблема «АзАрта» в том, что он оторван от арт процесса, он не интегрирован в арт пространство страны. Что нужно делать? Пригласить крупного заметного куратора с большим именем и связями в столичных и зарубежных арт кругах. Изобразительное искусство надо показывать практикующим профессионалам, а не пожилым региональным искусствоведам и педагогам. Я знаю из чего вырос «АзАрт» и как он изменился. Пора идти дальше. Приезд члена академии художеств и его встреча с губернатором не помогут, этот опыт уже был. Хорошая была задумка, и что-то из этого сработало, но прорыва не получилось.

Если пригласить крупного куратора, то на его имя нужно позвать галеристов, арт менеджеров, поедут арт критики из специализированных журналов и блогеры. «АзАрту» нужна известность. Еще несколько лет назад ему нужны были конструктивные перемены внутри, теперь надо выходить на рынок. Государственные институции вроде областных музеев не играют той роли, какая у них была 15 лет назад.

Не менее важный процесс, это продвижение авторов. Для этого сегодня есть огромный список арт резиденций. Участие в арт резиденции дает художнику новые возможности и не важно в каком он возрасте. Арт резиденции, это новейшая форма работы и настройки коммуникаций. Помимо арт резиденций в стране проходят арт ярмарки, если коммерческие галереи вынуждены решать финансовые затраты самостоятельно и это законно, то участие «АзАрта» в рамках арт ярмарки может поддержать министерство культуры края.

Когда обсуждали концепцию «Барнаул - культурная столица юга Сибири», я предлагал провести всероссийскую выставку реалистического искусства. Этот проект прекрасно вписывается во все патриотические движения и в «скрепную идеологию». Но для реализации такого проекта необходим огромный зал, а в Барнауле нет подходящего помещения, для масштабного всероссийского проекта нужны серьезные средства.

Понимаю, что край не потянет амбициозный проект, на такое они не пойдет. У них другие задачи. Но ниша еще свободная, нет в регионах такого крупного выставочного проекта, на такую выставку приедут академики, министры и может быть президент. Но явление президента в регион, это лишняя головная боль и миллион проблем. Знаю, что есть план провести так называемая «Зональную» выставку, но это опять региональный проект и провести его во Дворце спорта, это погружение в прошлое. Последний раз «Зональную» выставку в Барнауле проводили в начале 80-х, как раз во Дворце спорта.

Надо сконцентрироваться на достигнутом, есть успех «АзАрта», следует его развивать. Есть в стране и за рубежом арт резиденции - нужно отправлять туда заметных художников. И надо принять «АзАртом» участие в арт ярмарках.

Это конечно не план прорыва, но ускорение получится.

То, что мы делаем в галерее «Республика ИЗО» доказывает, что изобразительное искусство развивается, растет вовлеченность. Мы проводим крупную ежегодную выставку молодых художников «Собрание» и выставку «несоюзных» художников Барнаула «Слет». Это дает нам возможность отслеживать происходящее.

Если в других темах я исследователь - теоретик, то в изобразительном искусстве - опытный практик. «Республика ИЗО» - это самая большая частная галерея в Сибири. Мы интегрированы в российский арт процесс, у нас есть точки соприкосновения с другими институциями, и мы точно знаем свое место.

Наше место с краю, а вот Алтайскому краю нужно другое место, он этого достоин

Я специально ничего не говорю о «Музейной ночи» и о работе музеев. Не стану обсуждать, куда катится Союз художников и промолчу о том, что город должен иметь свой музей Современного искусства, а власти не могут достроить классический художественный музей. Стыд.

В.А. Климов