Header Ads

Культурное ускорение. Четыре. (Лит-ра).

Это очень больной вопрос.


 

Понимая, что никому в администрации края не нужно культурное ускорение, потому что в стране совсем другой этап. Эксперты давно наблюдают реставрацию эпохи застоя. Уже отчетливо видны все ее отличительные особенности. Каждый год в правительствах всех уровней принимают план на ближайшие 5 – 10 лет. Каждый новый стратегический план задвигает под сукно предыдущий проект. Так было с идеей модернизации культуры, так произошло с концепцией «Барнаул - культурная столица юга Сибири».

Осознавая это, предлагаю рассмотреть доктрину культурного ускорения в Алтайском крае. Смотрите ссылки, о театре: https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/kulturnoe-uskorenie-raz-604b16f06257184ecb97ba79

Кино https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/kulturnoe-uskorenie-dva-kino-604f11e1126a3d455abc2c9f

и музыкальном творчестве https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/kulturnoe-uskorenie-tri-muzyka-6053053c40648114b44232ff

Прошу обратить внимание на литературу.

Ей тоже управляет министерство культуры. Министерство контролирует главный краевой литературно - художественный публицистический культурно – просветительский журнал «Алтай». (Тираж 1600 экземпляров). http://www.culture22.ru/upload/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9_2020_04_%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20(1).pdf

Это издание хрестоматийный пример того, как стать памятником и сохранить эстетику прошлого века. Это не плохо, неумеренный консерватизм придает журналу вид глубинно патриотического издания, фанатически фундаментального хранителя нравственных скреп. Хотя публикация в 4 номере за 2020 год прозы Александра Строганова заставляет думать, что не просто так редактор обратился к доктору.

«Алтай» почти неизвестен читателю, редакция и администрация не спешит донести его до потребителя, журнал хранится в недрах библиотек, на книжных полках или в киосках «союзпечать» я его не видел.

Что можно сделать?

Нужно понять, что журнал - это товар и начать его продвигать как любое другое издание. «Алтай» достаточно просто находится в сети на сайте министерства культуры Алтайского края. Но никаких новых инструментов продвижения я не вижу. У них нет страницы в соцсетях, (подкастов, буктрейлеров и т.д.) наверное, редакция считает, что интернет это – «мировое зло».

Я стараюсь следить за журналом, но мне редко попадается информация о встречи с авторами журнала, об обсуждение номера, я не встречал критики журнала на страницах местных СМИ. Вокруг журнала нет общественного движения. Если это не нужно редакции, то журнал не узнает читатель. Продвижение журнала, это использование доступных маректинструментов.

Может сложиться впечатление, что минкулт в крае не заинтересован в развитие местного литпроцесса. Это не так, и это доказывает несколько крупных проектов. Например, семинар молодых писателей, издание в журнале «Юность» большой подборке алтайский поэтов и даже издательский конкурс, который ежегодно проводит администрация края. Раньше его называли «губернаторский», теперь просто - краевой. Это полезный конкурс.

Что делать с литературой, как повысить читательский интерес?

Нужно создать модное издание. Это должен быть интернет-журнал доступный во всех соцсетях, заточенный на читателя, выстроенный вокруг авторов. Журнал должен быть мобильным.

Несколько лет назад у Михаила Гундарина получилось сделать журнал «Барнаул литературный», который был даже в бумажном виде динамичным и привлекательным. Чем не опыт?

Главная книжная выставка «Издано на Алтае» остается внутрибиблиотечным мероприятием, не став в городе даже подобием книжной ярмарке. Хотя основная литературная активность как раз концентрируется вокруг краевой библиотеке, они стараются, как могут и у них, в рамках библиотечного формата, многое хорошо получается.

Трудно сказать, как эффективно будет работать приложение «Писатели Алтая», если запустить такой проект, но оно не помешает, это точно. В Год литературы, на встрече с министром культуры, мы говорили о популяризации книги. Я предложил подарить победителям конкурса электронные книги, куда закачать библиотеку произведения алтайских авторов. Это предложение удивило, они не думают о престижности подарка, о его важности. Они привыкли дарить грамоту. А то, что награда должна работать, они не понимают.

На самом деле литературная жизнь в крае достаточно живая, проводят встречи, которые называются «чтения», случаются презентации книг. Молодежь устраивает поэтические «Чтиво». Но барнаульская литературная история мало интегрирована во всероссийские масштабы. Край не формирует группу популярных авторов и не помогает продвигаться, наши писатели редко бывают на фестивалях или семинарах, если он не проводится в крае. Наша литература редко участвует в книжных выставках.

Может быть писательская организация (Союз писателей) и администрация помогают авторам участвовать в конкурсах, я про такое не слышал. Если кто-то из писателей добивается успеха, то ими гордятся, это я вижу.

Новый председатель Союза писателей старается сохранить правила внутреннего распорядка организации, но все это в рамках стандартных процедур, из нового я увидел расширенную программу мастер-классов «Как писать роман» от председателя местной организации Союза писателей, и это хорошо.  

А требуется ускорение. Нужно создавать интерес к литературе и к личности автора. Нужно предоставить читателю простой доступ к алтайской литературе. 

Пока же в крае гордятся тем, что за государственный счет печатают 5 - 7 книг в год и 4 номера журнала «Алтай». Не маловато?

Некоторых читателей раздражает слово - модный, по отношению к писателю и литературному произведению. Считаю, что мода в литературе была и останется, мода - это живой интерес, иногда модной становится поверхностная литература, легкий жанр, но среди этого потока появляются другие книги. Серьезный Водолазкин сегодня вполне модный писатель.

Это простой план, если есть бюджет и политическая воля, потому что вся культура и даже литература в стране государственные. Своими книгами я занимаюсь самостоятельно. Я тот еще драматург. Воспользуюсь случаем, поставлю ссылки на книги. https://ridero.ru/books/2_pesy_2/

Предложение простое. Доступная электронная библиотека, приложение «Писатели Алтая», программа участия алтайских авторов в российских писательских мероприятиях, организация целевого набора в учебные заведения, желательно в международные школы. Организация работы с крупными издателями и критиками. Реклама местных изданий, журнала «Алтай» и книг издательского конкурса.

В 2021 году в крае проведут семинар молодых писателей. Приедут известные критики и писатели. Это интересное мероприятие. Но я считаю, что надо наших писателей отправлять в столицу для участия в семинарах, а не приглашать в Барнаул известных литераторов. Эффект будет совсем другой, а деньги те же. 

В.А. Климов.