Header Ads

Культурное ускорение. Три. (Музыка)

Зачем нужно культурное ускорение?

В первой части я объясняю основные задачи и возможные результаты. Там же рассказываю о театральном процессе, который можно изменить и получить многократное увеличение вовлеченности в театральное пространство жителей Алтайского края. Ссылка https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_10.html

Во второй части - говорю о кинопроизводстве, которого нет в Алтайском крае, но которое может стать индустрией, способной экспортировать интеллектуальный продукт. Думаете это фантастика? Перейдите по ссылке  https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_15.html



Сегодня про музыкальное творчество.

В Алтайском крае сложилась стандартная ситуация. В Барнауле есть симфонический оркестр, он является вершиной музыкального творчества и базируется в цитадели искусства - в филармонии. Краевая филармония ведет себя очень активно и выстраивает интересную концертную программу.  Есть в городе еще один симфонический оркестр, но думаю, что не все назовут его, потому что когда он выступает, то его не видно. Это оркестр музыкального театра. Обидно, что у оркестра нет своего лица, творчески потенциал этого коллектива занижается. Он должен быть самостоятельной творческой единицей.

Академическая музыка в крае всегда была номером два. Ее содержали, как необходимое проявление «высокого искусства». В аграрном края основной упор делали на русские народные оркестры и ансамбли. В Барнауле, это Русский камерный оркестр и оркестр Сибирь. Есть народный оркестр в институте культуры, был окрест в АлтГу, симфонического коллектива у них нет, а народники есть.

В крае богатая история народных коллективов. Что сегодня делают выпускники учебных заведений, я не знаю. Раньше они работали, в музыкальных школах, в домах культуры, которые были в каждом райцентре и во многих селах. Мне кажется, что сегодня армия балалаечников, домбристок и баянистов оказались не нужна. Я могу ошибаться, что бы проверить зашел на сайт «Панкрушихинская детская музыкальная школа». Все хорошо, специальности: баян, аккордеон, гитара.

Совсем другая ситуация с духовиками. Они как обычно требуются в разных коллективах, в городе есть духовой окрест, в нем произошли значительные перемены, что, наверное, к лучшему. Весь местный джаз, это много духовиков. А джаз в Барнауле занимал особое место. Медные и деревянные духовые инструменты нужны в симфонических и военных оркестрах, и даже на похоронах.

Говоря о музыке, нельзя обойти вниманием попсу и шансон, есть небольшие проблески этого музыкального творчества в Барнауле, но они незначительные и про них можно не говорить.

Есть другие проблемы, в городе почти нет альтернативных площадок для развития электронной танцевальной музыки. Нет подходящей сцены для рок музыки, а Барнаул долгие годы был рок-н-ролльным городом. Закончилось массовое рок движение. И после этого в городе не появился рэп. Нет заметных рэп исполнителей в Барнауле. Вообще нет популярного музыканта. Кто-то может указать на Л. Шапиро, но я об этом не хочу говорить.

Нас интересует развитие музыкального сообщества, а не личности. Хотя от личности много зависит. Нет в городе лидеров в музыкальной культуре. Два - три десятилетия джаз держался на энтузиазме Виктора Манакова, рок на Колбашеве, были свои лидеры у диджееев, но теперь их нет.

Что можно сделать на музыкальной арене.

Рок музыка всегда была независимой и процесс этот почти не управляем, так же как и рэп исполнители. А вот с электронной музыкой проще. Достаточно легко организовать несколько фестивалей и все наладится, зачем это делать, я не знаю.

Поэтому сконцентрируемся на серьезной музыке. Вся академическая музыка: оркестры, исполнители, зависят от концертных площадок. Сцены есть, но организовать их работу трудно, поэтому академическая музыка не станет драйвером прорыва.

Только народная музыка способна создать в крае критическую массу, опираясь на которую можно шагнуть вперед. Необходим крупный музыкальный форум.

В рамках концепции «Барнаул - культурная столица Сибири» я предлагал масштабный фестиваль в жанре «праздника урожая», на который приглашаются все районные коллективы, гости из ближайших регионов, народные хоры, сводные оркестры гусляров и баянистов. Это должен быть грандиозное мероприятие, а так как в России мало подобных событий то, это станет ярким явлением, в которое вписывается идея сохранения культурных ценностей, народных корней и патриотического воспитания.

Такой фестиваль может стать конкурентным преимуществом Алтайского края в культурном пространстве страны. Подобный фестиваль, когда заняты все концертные площадки, все ДК и парки, когда в происходящее втянуты все жители города и гости, это не заштатный традиционный «день города» за который стыдно и жалко потраченных денег.

Гости фестиваля, это туристическая составляющая, гостиничный бизнес, и дт. И конечно, это понятное событие, наполняющее всех музыкой. Не забывайте о национальных коллективах и декоративно прикладном искусстве, сувенирной продукции, как составляющей фольклорных праздников.  

              Стало известно, что  Алтайское региональное отделение Союза Композиторов России получит грант. В сентябре запланировано 4 концерта. «Музыка композиторов России в Барнауле»: симфонический оркестра Алтайской краевой филармонии, оркестр народных инструментов «Сибирь», ведущие хоровые коллективы, солисты. Гости - композиторы и исполнители из Москвы и Красноярска.

              Согласитесь, нет размаха.

В.А. Климов.