Header Ads

Культурное ускорение. Раз.


             Тема «Культура как драйвер развития территории» была популярна несколько лет назад. Премьер министр Дмитрий Медведев неоднократно говорил об этом. Алтайский край был в тренде передовых идей и губернатор А.Б. Карлин предлагал рассмотреть концепцию «Барнаул – культурная столица юга Сибири». Мы долго обсуждали тот документ. По окончании 5 летнего плана подвели итоги и забыли.



Сегодня культура Алтайского края находится в тяжелом стабильном состоянии. Министр культуры может предоставить отчет, он размещен на сайте

http://www.culture22.ru/upload/iblock/b47/DOKLAD_EE_itogi-2019_19.03-pravki-EE.pdf

Сейчас будет небольшой анализа культурной отрасли и предложения.

Некоторые ранее предложенные идеи попали в концепцию «Барнаул - культурная столица юга Сибири», но задачи реализовать концепцию не было, была бюрократическая демагогия. Хотя А.Б. Карлин верил в этот проект.

Поколение, которому сегодня от 16 до 30 лет, воспитаны в условиях потребления культуры как услуги. Введя понятие «культурного капитала» как совокупности доступных культурных ценностей, мы приходим к осознанию процесса потребления. Известно, что если регион аграрный как Алтайский край, то драйвером развития территории должно стать сельское хозяйство. Так было в индустриальную эпоху, но условия постиндустриального общества требуют применять новые инструменты.

Почти вся культура в стране – государственная и развивая культурный сектор, государство выполняет свои обязательства, которые добровольно приняло на себя как советское наследие.

Что даст культурное ускорение?

Сформирует новые принципы общения, новые культурные правила, даст развитие творческой индустрии. Если человек - это новая нефть, то творчество - это бесконечный инновационный ресурс. Если у нас есть творческий продукт, то его надо продвигать.

Рассмотрим основные направления.

Театр.

Буду говорить о Барнауле, как основной площадке.

В городе четыре профессиональных театра, несколько учебных заведений и студий. Профессиональные театры вписаны в рамки государственного регулирования и развиваются в контролируемом направлении. Им хватает творческой энергии в заданных условиях. У каждого театра есть особенности, но общие тенденции положительные, кроме одного коллектива. Как показал опыт остальных театров, институт главного режиссера не способствует творческому развитию. Доказано успешными театральными менеджерами на местном уровне.

Учебные заведения сохранили консервативное мышление, и флагман культурного образования в крае, Институт культуры, заметно отстает.

Две независимые театральные площадки формируют альтернативный театра в городе. Это театральное пространство «Спичка» и «Крепостной театр». Познакомитесь с их репертуаром. Погуглите.

Такой театральной активности в Барнауле, категорически мало для ускорения. Театральная наполняемость города осталась на уровне 70-х годов ХХ в, а город за это время значительно вырос. Необходимо ускорение. Это должен быть городской театр. Чиновник задаст вопрос: «Где его разместить и на что содержать?»

В городе три дворца культуры, которые способны вместить в себя театр. Это ДК Города, ДК Сибэнергомаш, и ДК Моторостроителей. Например, ДК Города, это подготовленная площадка, а директор имеет большой опыт работы в театре.  Остальные ДК используют совсем не эффективно, несколько раз поднимался вопрос о приобретении их городом или краем, но пока это частная собственность.

Городу необходим еще один театр с профессиональной сценой. Студентам театральных специальностей нужны новые методики обучения. В Барнауле было несколько попыток перенести учебный процесс в театры, и они были успешными, но сегодня есть другие возможности.

Например, театральный фестиваль «Шаг» задумывался как часть учебного процесса, то есть рабочий показ. Но в той форме как это было придумано, он уже не имеет смысла. Фестивалю необходима трансформация. Главным событьем должно стать не актерское общение, а профессиональные просмотры. Фестивальная программа может быть растянута на 7 – 8 дней. Главными зрителями должны быть режиссеры, директоры театров и даже уполномоченные кастинг агентств. Они должны приехать на фестиваль и выбирать артистов. Они должны вести профессиональные обсуждения актерских работ. Не надо обсуждать спектакли, которые ставят педагоги, а надо профессионально оценивать студентов и выпускников.

Если профессионалы не могут присутствовать в зале, необходимо организовать трансляции.  Фестиваль «Шаг» может стать актерской биржей. Это был хороший фестиваль, но в том виде, каком он существовал сейчас, уже не дает развития, отсутствует структура коммуникации. Фестиваль замыкается и превращается в студенческую тусовку. Эпоха веселых праздников закончилась, пришло время прямых продаж, обученный актер, это уникальный творческий продукт.  

В Барнауле помимо «Шага» есть фестиваль им. Золотухина. Это зрительский фестиваль, его цель показать больше разных спектаклей барнаульской публике. Пора и ему менять некоторые правила. Предлагаю ввести куратора фестиваля, а не почетного гостя, как это было раньше. Куратором должен быть известный профессионал, еще необходимо организовать новый пресс пул. Фестивалю требуется освещение в СМИ. Спектакли, которые привозят на фестиваль, имеют региональную прессу. А нужна российская аудитория, нужно резко повышать престижность фестиваля, необходимы театральные критики, которые пишут в специальные журналы, журналисты авторитетных изданий и блогеры. Пресс пул должен быть активным и эффективным.

Пора отказаться от жюри, соревнование в театральной среде дело условное, если только приз фестиваля не работает на продвижение продукта. А у фестиваля имени В.С. Золотухина нет такого авторитета, ну не «Оскар» пока. Надо изменить ситуацию, занявшись созданием медийной активности вокруг фестиваля и привлечения авторитетного куратора.

Итого. Для театрального ускорения Алтайскому краю необходимо еще один драматический театр в Барнауле, активная инновационная педагогическая позиция в Институте культуры, а так же переформатировать два фестиваля.

Не стоит забывать про так называемый «народный театр».

В крае проходит фестиваль самодеятельных театров, но и этому фестивалю нужен новый формат, это должен быть самый массовый фестиваль, самый доступный, приоритетный, потому что культурное ускорение, это не только профессиональная среда, это массовое вовлечение население в культурный процесс.

Главная задача, это создание творческой среды как необходимого условия для процветания культурного общества. 

Это реально, через 5 лет жители города будут гордится своими театрами, туристы, приезжая в город, будут приходить в театр, а на вопрос: «Что можно посмотреть в Барнауле?»

Люди будут отвечать: «У нас очень интересные театры, я сам был, без базара». 

В.А. Климов.