Header Ads

Креаторы в кластере.

С чего все началось. Прочитал, что «В администрации города состоялся круглый стол, посвященный вопросам целесообразности создания в Барнауле креативных кластеров». https://barnaul.org/news/v-administratsii-goroda-obsudili-vozmozhnost-sozdaniya-v-barnaule-kreativnykh-klasterov.html?fbclid=IwAR0E-G4v48x2naArqNpdnWXkNmrXEFZSZNgpjt7kA6zJ8yybP_gLa0il0Os

Стало интересно о чем это они и кто они, потому что я, со своей галерей «Республикой ИЗО», активный деятель арт-индустрии в Барнауле. Плюс к этому, почти 30 лет практической работы в СМИ арт-обозревателем, дают возможность понимать процессы.



Давайте построим мотивационную цепочку.

Представитель администрации заинтересован в развитии города, увеличении рабочих мест, создании привлекательности города для туристов и горожан, улучшении комфортности городской среды.

Строитель заинтересован развивать бизнес, получать прибыль.

Арт-сообщество желает развивать свое дело.

Все задачи могут работать на одну цель - улучшение благосостояния и благополучия граждан. Всем хорошо, кроме тех, которые кричат: «Не тратьте мои налоги на этих креаторов (театры, музеи, дизайнеров и IT индустрию). Постройте завод!».

Есть куча полезной информации про арт-кластеры, дам одну ссылку, что бы понять как много об этом говорят и пишут.

«Практическое руководство по созданию креативного кластера». https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf

Вернемся в Барнаул, так как вся культура в городе держится на государственных институциях, всем управляет городской комитет и краевое министерство культуры, то надо развивать государственное некоммерческое партнерство. Выделять строителям субсидии в любом виде, это могут бытии льготы на местные налоги или выделение земельных участков на льготных условиях, или беспроцентные займы на строительство творческих площадок, это первый этап.

Второй этап, заселение этого пространства творческими коллективами, которые находятся на содержании госбюджета. Например, за Барнаульский духовой оркестр город платит владельцу ДК Котельщики или Русский камерный оркестр занимает зал в администрации Октябрьского района, наверное, тоже не бесплатно.

Если пересмотреть и перераспределить бюджетные средства, то окажется, что в креативном кластере будет «якорный арендатор», что позволит развивать площадку.

За 15 – 20 лет в Барнауле появилось всего два или три новых творческих коллектива на содержание бюджета, но и убыло совсем немного, могу ошибаться, но почистили только нерентабельные библиотеки. Хотя количество занятых граждан в сфер культуры, за это время в Алтайском крае сократилось с 14 тысяч, примерно, до 8 тысяч.

Напомните мне, пожалуйста, что за 20 лет исчезло с культурной карты Барнаула.

Надо будет вернуться к теме «Государственная культура и независимые творческие коллективы».

Креативный кластер в городе это реальность, он возможен при верном решении администрации города и края. Но при всей позитивной повестке от администрации города, я не считаю их эффективными менеджерами.

Для тех кто не понимает новую экономику, а будет говорить, что нельзя тратить деньги из бюджета на арт-кластеры, а надо строить заводы, скажу, что креативные кластеры, это заводы будущего, это и есть фабрики 21 века.

Читайте книжки, учите матчасть, дышите глубже.

Каждый город с помощью креативеных кластеров решает одну проблему - освоение заброшенных промышленных площадок. Барнаул преодолел первый этап. Старые промплощадки стали торговыми центрами. Подходит второй этап освоения неликвидных строений. В Барнауле есть несколько памятников архитектуры, которые нельзя сносить, пора что-то предпринимать. Во многих городах страны бизнес и государство нашли способы взаимодействия. В Барнауле это глухой процесс. Если ковырнуть эту мерлану, то всплывет невероятное количество лепестков роз.

В.А Климов.