Header Ads

Yes Эс!

Про художника Эсауленко

Невероятное количество лет назад скончался художник, лидер неформального искусства конца ХХ в. в городе Барнауле. Речь идет о достаточно большом городе, Барнаул сегодня, примерно, 20 в стране, это не деревня на окраине империи. 
В Барнауле много художников, когда то активно действовал краевой союз художников, у которого был большой выставочный зал. Союз художников стоял на передовой идеологического фронта. Почему то им надо было бороться с инакомыслящими художниками и такие в Барнауле были. Примерно с 1985 и до смерти в 2000 году одним из самых ярких независимых художников был Юрий Эсауленко. И все это время мы были соратниками. 




Юрий Эсауленко был ярким художником и независимым от советских административно идеологических институтов. Творчество  Эсауленко пример независимого мышления. Непросто понять, почему независимость опасна для государственно идеологических систем. К несчастью, художник Юрий Эсауленко скончался в 2000 г. Его искусство до сих пор актуально, так же как вопросы творческой независимости. Эсауленко был одним из основатель «Темной галереи». В то время галерея была своеобразной отдушиной для молодых художников и музыкантов.
“Его творчество можно сравнить с этническими и джазовыми вариациями. Знаменитая выставка «Ню» в Государственном художественном музее заставила художественную интеллигенцию взглянуть на творчество Юрия серьезно. Смелость цветовых решений, композиционные поиски, а главное, тема. Это была первая выставка, где прекрасное обнаженное тело в произведениях двух художников и шокировало и покорило зрителей” М. Чурилов.

Как-то я привез журналы «Урлайт» и «Контркультура». Они не были похожи на «Юность» или «Огонек», это была бомба. В стране уже появлялись рок - журналы, их привозили с разных сторон, примерно в то же время Макашенец задумал свой журнал "ПНС" («Периферийная нервная система»). В один прекрасный вечер мы начали рисовать журнал “Графика”. Мы не собирались делать литературный журнал, у нас первое слово было - художественный. Мы собирались воспользоваться на тот момент суперсовременной техникой типа «ксерокс». Идея Эсика, делать факсимильное издание с картинками редактора. Первый номер собирали на конспиративной квартире, Юра резал и клеил, я доставал бумагу, Лека пририсовывал, и вместе мы приносили тексты наши и наших знакомых. На дворе был год 1987 – 88, кажется. Архив журнала “Графика” можно посмотреть только на странице в ФБ.  https://www.facebook.com/pg/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%AD%D1%81%D0%B0%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-697135706991705/photos/?tab=albums



В 2008 году в галерее "Республика ИЗО" к 50 летию Эсауленко была организована выставка. Я написал вступительный текст. Цитата. “У Юрия Эсауленко, простите, я убуду звать его Эсик. У Эсика все было. Потому что в настоящем его нет. Есть его искусство, живопись, графика, тексты и даже идеи. Но его нет. Всё кончалось в декабре 2000. У него все было. Был талант, были друзья, приятели, товарищи, были люди, которых он не знал, но он им нравился. Он же художник. Когда то я написал, что Эсик лидер актуального искусства конца ХХ века в Барнауле. Так и было. Это он придумывал, остальные помогали. Все что он придумал, было интересным, участвовать в этом было заразительно. Не стану говорить про творческий метод Эсауленко, про сюжеты и смыслы, смотрите и разгадывайте. Таким он был. А теперь его нет. Всё что у него было, сегодня принадлежит другим, это часть истории искусства Барнаула. Хорошо, что появился Михаил Чурилов и собирает материал для монографии про Юрия Михайловича Эсауленко.”



Сегодня Михаил Чурилов подготовил большую книгу про Эсауленко, где собраны многие статьи про Эсауленко и почти все его работы. Мы работаем над тем что бы книга вышла в этом или в следующем году. Верю что меня поддержат. Много лет назад я сделал такой поминальный сюжет про Эсауленко и каждый раз в канун 2 марта я показывал его в эфире барнаульского ТВ. Теперь он тут.  https://www.youtube.com/watch?v=CdosMuvINyw
У Юры было много друзей, я не стану писать поминальник кому мы благодарны за помощь в организации выставки и подготовки книги. Каждый знает, что сделал, кто то дал работы на выставку, а кто то зажал. Кто то с радостью делился воспоминаниями и материалами, а кто то сославшись на обстоятельства, отказал. Всем спасибо. 

В.А. Климов.