Header Ads

На цыпочках.


V театральный фестиваль курсовых и дипломных работ "ШАГ".
С 13 по 17 мая в Барнауле, в музыкальном театре, без лишнего шума прошел фестиваль, который я называю «ученическим». Это важное событие, поскольку по нему можно составить какое-то представление о театральном будущем. Я не ясновидящий и не цыганка, чтобы гадать, поэтому приходится смотреть на студентов и путем сложного анализа представлять будущее местного театра. Так что не стану рассказывать о гостях фестиваля и остановлюсь на барнаульских участниках.
Сначала члены жюри посмотрели выпускной, как я понял, спектакль "Над пропастью во ржи" (студенты института культуры, направления "Актерское искусство", специализации "Артист драматического театра и кино", педагог Геннадий Васильевич Старков). Мое мнение было не таким категоричным, как у жюри, и я нашел в постановке кое-что интересное.
Прежде всего, исполнитель главной роли Иван Протасов показался мне точно подходящим для этой роли, он психофизически невероятно похож на такого типичного Курта Кобейна, в качестве яркого примера пубертатной творческой неуравновешенности со всеми признаками затянувшегося переходного возраста. Я увидел нескольких интересных молодых людей, вполне возможно, они не совсем обучены, как отметили члены жюри, но при тотальном дефиците парней в театре уже хорошо, если есть из кого выбирать. Жаль, что все они играли штампами и даже Протасов был "буратинкой".
С девочками на этом курсе все сложно, самая яркая и точная роль была у Дарьи Винс. Не знаю, как набирают курс, но складывается впечатление, что вкус педагога здесь главный критерий отбора. А за почти 50 лет опыта работы и почти 40 лет педагогической деятельности у Старкова сформировался особый взгляд на абитуриенток.
Члены жюри откровенно высказались по поводу режиссерской работы Старкова, и это поняли студенты. Мне кажется, то, что жюри смотрело спектакль в учебной аудитории института, то есть на родной площадке студентов, было ошибкой. Если бы спектакль играли на малой сцене музыкального театра, то у студентов появилось бы ощущение общего с другими коллективами, они бы смогли получить обратную реакцию от зрителей, попробовать себя в другом сценическом пространстве, а это как раз одна из задач фестиваля, как части учебного процесса. Но на кафедре театральной режиссуры и актерского мастерства, кажется, имеют другое мнение, и мне их подход не нравится. Я бы сказал, что их "культурный слой" превратился в педагогическую закостенелость. Я слышал несколько версий, почему спектакль играли в институте культуры, и все они не убедительные.
Второй спектакль был показан на большой сцене музыкального театра – "Сказ о Ясном соколе" в исполнении ансамбля "Вереск" кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры. Постановка Ольги Вернигора и Дмитрия Голубева. Последний явно увлечен славянской мифологией, и потому этот пластический спектакль - очень сложная история. Я старался понять каждый эпизод, что-то мне удалось расшифровать, а что-то не поняв, я придумал свое, как потом оказалось, близкое к истине. Члены жюри в целом сказали, что это интересная и профессиональная работа, несмотря на излишнее усложнение сюжета. И казалось бы, все хорошо: интересная постановка, хорошие педагоги, высокий уровень подготовки студентов, актуальная тема. Отступление про актуальность – одну из главных литературных премий "Нацбест - 2019" получил Андрей Рубанов за роман «Финист – Ясный Сокол». Но, вернусь к теме, будущего у выпускников кафедры хореографии - нет. В  Барнауле есть своеобразная хореографическая активность. Есть несколько профессиональных народных и околонародных коллективов, есть ряд детских студий, но нет реализации. В конечном итоге, если грубо выразиться, многих выпускников ждет ресторан. А хотелось, чтобы их ждал театр. Был же в театре драмы свой хореографический коллектив, из которого как раз вышли Вернигора и Голубев, а также известный балетмейстер Ирина Ткачева, которая работает с многими театрами страны.  
Понятно, что фестиваль "Шаг" ориентируется на музыкальный театр, но, повторю, это учебный фестиваль дипломных и курсовых работ. То есть, своего рода смотрины. Да, фестиваль совпал с важным театральным форумом в Новосибирске, но это не объясняет отсутствие директоров барнаульских театров на фестивале. Я знаю, что в каждом театре есть свои проблемы с комплектацией труппы и что директоры театров решают их по-разному. Но на этот фестиваль они должны были ходить или послать своих представителей. Только кого - непонятно.
Министр культуры Алтайского края, например, была на открытии и закрытии фестиваля, потому что в стране идет Год театра. Каждый день мы с членами жюри обсуждали свежие скандалы вокруг театров, то поглощение, то оптимизации. Сегодня, зная, как устроено управление культурой в стране, думаю, хорошо, что губернатор не почтил присутствием этот фестиваль. Пронесло. А фестиваль получился хороший. Были приличные спектакли, и было честное жюри. Категорически честное, так что не смогло пройти мимо ужасного спектакля Иркутского театрального училища и совместно выступило в защиту студентов от педагога. Но если члены жюри кого хвалили, то только по делу. 
Фестиваль - это сложная и важная работа, хорошо, что в свое время главный режиссер музыкального театра Алтайского края Константин Яковлев и тогдашний директор Роман Ильин придумали фестиваль. Хорошо, что нынешний директор способна продолжать это непростое дело. Ну, за творческие успехи!

В.А. Климов.