«Оскорбить пошлятину»
«А она права, Супервуман!
Тысяча чертей,
видно никуда не деться,
придется раздеться!
Ради Денизы и ее подруг,
ради Сюзанн и старухи Нормана…
Ladie’s nights! Тоже мне!
Только кажется мне,
что им это понравится!»
В Барнауле был Театр оперетты, потом его назвали Театр музыкальной комедии,
а теперь еще раз переименовали в просто Музыкальный театр. Зачем? Так надо.
По старой привычке публика, приходя в Оперетту, ожидает традиционного
зрелища с бальными платьями, вальсами, дуэтом героя и героини, пляски
комической пары и весь сопутствующий опереточный плюмаж. Театр музыкальной
комедии в представлении большинства зрителей – это музей легкого жанра. А вот и
нет. Могу напомнить героико-патриотические музыкальные спектакли о войне,
например, «А зори здесь тихие…» очень драматическая история со слезами на
глазах.
Последняя премьера в Музыкальном театре спектакль «Шоу начинается!» совсем
не весёлые картинки. Хотя в театре считают по-другому. «Мюзикл «Шоу
начинается!» - искрометная, остроумная комедия, в которой, при всей кажущейся
легкости, затрагивается множество важных тем. Как и все мы, герои спектакля
пытаются разобраться в тонкостях отношений между мужчинами и женщинами,
родителями и детьми. «Шоу начинается!» – это история о вере в себя и в свой
путь».
Правильно – о вере в себя и поэтому я увидел трагический рассказ с плохим
концом.
Сюжет появился в 1987 году, пьесу «Ladies’ Night» написали А.
Маккартена, С. Синклэра и Ж. Коллара. Через 10 лет вышел популярный фильм
«Мужской стриптиз» (The Full Monty) режиссёра Питера Каттанео, сценарист Саймон
Бофой, где шестеро безработных друзей собираются в баре и понимают, что надо
что-то делать, надо придумать способ заработать. На глаза попадается объявление
в газете о том, что за вход в бар, где показывают мужской стриптиз, каждая дама
должна выложить 200 долларов. Безумная идея приходит внезапно: самим
организовать группу стриптизеров, которая будет доводить до неистовства женскую
аудиторию ночных клубов. «Гадкие утята» на глазах у изумленной публики
превращаются в супер-героев.
После премьеры на одном из местных информационных сайтов появились
комментарии в стиле: «Какой ужас, жалко потраченного времени и денег, ушли с
женой не стали смотреть, петь плясать не умеют, шли бы на завод работать».
Так нет завода! Об этом и правдивая история. Нужно отбросить желание видеть
оперетту и увидеть на сцене Музыкального театра настоящее – новый реализм.
Представьте себе не абстрактный завод, а условный «Иткульский спиртзавод»,
который бастует сегодня и требует выплатить задолженность по зарплате. Что вы
видите? Вы видите мужиков и их стервозных жен, которые требуют денег и пилят «ищи
работу, я замуж выходила за другого». Типичные ведьмы современного мира
утонувшего в пошлости общества потребления.
Режиссер Константин Яковлев окунает зрителя в эти нечистоты реальности. И
нет тут «Летучей мыши» и «Принцессы цирка» с их замаскированной условной
любовью.
Почти все действие спектакля происходит в баре, где средь пьющих пиво депрессивных
мужчин, блистает местная барменша. Реальная продавщица пива с бийской трассы.
Все очень натурально. И герои переступают через свою рабочую, правильную мораль,
поддавшись на упреки жен и соблазны, они вынуждены на потребу публике
раздеваться под музыку на сцене.
Я видел однажды стриптиз в шоу-центре «Колизей» на корпоративе «Росэнерго»
в честь 8 марта. Безобразие. Стыд и срам. Да и пресловутый Тарзан тоже
отвратительная пошлятина. Идите на балет.
Как вы себе представляете танцы рабочих с типичного Иткульского или
Рубцовского завода? Не Барышников и не Цискаридзе точно. Это режиссер нам и
показывает правдоподобно и без прикрас.
У меня непростое отношение к творчеству Яковлева, я часто грубо высказываюсь
по поводу его постановок, но в этот раз я готов сказать, что он лукаво и
застенчиво улыбаясь, уделал пошлую Моли по самые помидоры. Публика ожидающая
вульгарную историю под шубой остроумной комедии получила острую социальную
критику. Драму и сатиру.
Можно поговорить о музыкальной части и сказать, что надо было делать все
под ВИА типа «Руки вверх» или под Леонтьева и Киркоровым, а еще лучше «подлепса».
Конечно, надо было развернуть до абсурда сцену самого стриптиза, так чтобы
тетеньки в зале не игриво хихикали, а ржали бы до слез, чтобы их тошнило от
хохота, чтобы мужчинам было стыдно, а женщинам противно. Чтобы все понимали
глубину падения в отхожую яму реального мира. Но как мне сказали, режиссеру
намекнули из Министерства культуры, чтобы он
придержал фантазию и не выставлял реальность. Без
голых поп – сказали ему.
Если вы не были в Музыкальном театре, то я вам доложу, 85 процентов
зрителей в этом театре – дамы разных возрастов.
Есть у меня претензия к режиссеру, не смог он в финале показать покаяние
жен, такой плачь посрамленных дев, которые толкнули мужей к этой проституции. А
вы до сих пор думаете, что стриптиз это высокая хореография? Стриптиз это
легкая форма проституции. Не надо успокаивать себя, что вы ее руками не
трогаете. Перечитайте Библию или Дон Жуана.
В какой-то мере в финальной сцене жены все же приносят свои извинения, но
как-то невнятно, как будто все равно виноваты во всем мужики.
Единственный положительный женский персонаж в этой постановке – добрая
еврейская мама. Прекрасная Виктория Гальцева была как обычно очаровательна.
Нужно отдать должное и мужскому ансамблю. Они прекрасно справились с
драматической задачей, их рабочие настоящие, образы органичные, актеры были
убедительны. У наших артистов не всегда графья получаются, то фрак не сидит, то
никак не выходит произнести «Мне в Париж по делу», а рабочих они очень
убедительно играют.
Меня потрясла картина занятия женской группы в фитнес центре, как точно
режиссер находит образ этого безобразия, этого замкнутого мира женского
мракобесия со всеми современными пороками. Грандиозная сцена реального ужаса.
Мюзикл «Шоу начинается» – это жестокий новый реализм, это огромный прорыв в
творчестве режиссера Константина Яковлева. Я не верю, что он не понимал, что
делает, что это у него случайно получилось, и что он хотел как всегда весело с
притворством. Уверен, что многие в театре, артисты и администрация, да и
публика не понимает такого искусства и не желают реального театра, эта
культурная деградация, которую иногда называют культурной резервацией, когда
человек не осознавая, прячется от реального мира в оперативной пустоте. Может
поэтому в России так популярна порочная эстрада.
Понятно, что можно было
все сделать брутальнее и суровее, но тогда не получилась той западни, в которую
завлек нас режиссер.
Он осквернил нашу пошлость.
Мои поздравления.
В.
Климов.
Добавить комментарий