Header Ads

Абстрактные «Ступени»

Абстрактные «Ступени»

Выставка детского абстрактного искусства возникла из клубка противоречий и я ухватился за главную фразу, торчавшую от туда. «Я тоже так могу» или чаще - «Так даже ребенок может». Это восклицание публики, наверное, появилось сразу, как только зритель увидел первую абстрактную картину. Было это чуть больше ста лет назад. Принято считать, что первый абстракционист Василий Кандинский. Сегодня неважно кто первый, интересно как это развивается сейчас. В 1918 году Кандинский написал книгу «Ступени» я решил, что первую выставку детского абстрактного искусства в галереи «Республика Изо» стоит назвать так же. «Ступени» - очень простые ассоциации.
Зачем в Барнауле, в миру победившего реализма, делать выставку абстрактного искусства. Ладно бы профессиональных авторов или студентов, у которых есть сложившееся понимание искусства. Если это взрослый художник, то ему есть что сказать зрителю. Если это студент, то он может ответить, что экспериментирует, ищет свою манеру. А если это ребенок, которому внушают, что изобразительной искусство должно быть правильным, а в правилах считается, что абстракционизм это извращение.  Представим сюжет. Ребенок в возрасте от 6 до 16 лет, именно дети такого возраста могут принять участие в нашей выставке, показывает бабушке, дедушке, маме, папе картину на которой абстрактная композиция, а не привычный пейзаж.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Что, на такие художества юного абстракциониста, скажет родитель? Пофантазируйте, поставьте себя на место ребенка, а теперь на место родителя, только не перепутайте. Ребенок прочитал в истории искусства про абстракционистов и решил попробовать выразить свои идеи в этом направление. Родитель удивительно говорит: «Это что за мазня?» Или правильный родитель для начала углубляется в изучение абстракционизма и решает, что пусть цветут все цветы или родитель принимается выпалывать сорняки и объясняет ребенку, что абстракционизм чуждое русской культуре явление и все это придумал Троцкий в 18 году. На что ребенок говорит: «Не Троцкий, а Кандинский в 10.» «Умный, да? Ты еще шляпу надень, - кричит родитель, - я тебя кормлю, пою, так что рисуй яблоки на снегу!»
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Давайте зададим вопрос педагогом художественной школы, есть ли в методиках обучения уроки объясняющие, что такое абстрактное искусство, его история, примеры и практические занятия? Надеюсь что есть, но не уверен, что этому уделяют много времени. Совершенно верно, что обучение основано на академической школе и надо уметь рисовать, обладать профессиональными знаниями. Могу предположить, что многие педагоги считают, что про абстракционизм школьники узнают потом и сами разберутся. Если педагоги это все же профессионалы, они могут не любить абстрактное искусство, но они знают что это такое, то родители, скорее всего, знают только Малевича и вполне возможно, что ребенок услышит: «Ты еще черный квадрат нарисуй!»
Количество мамаш восхищенных талантом своего ребенка с каждым годом растет, это очередная волна материнской правоты #яжмать накрывает общество все сильнее. Эта яжмать, не только таранит и теранит всех кто, что то ей советует в рамках воспитание ребенка, но и самого ребенка. Родители лучше знают, что надо их ребенку. При подготовке к выставке детского абстрактного рисунка мы обязательно столкнемся с родителями. Я понимаю, что принести работу на выставку в галерею решает родитель, ребенок только высказывает желание. Мы специально ограничили поток работ тем, что принимаем только оформленные для экспонирования произведения. То есть они должны быть в рамах, или оформлены так, что бы можно повесить работу в галерее. Это сделано для того, чтобы родители и художник понимали, что искусство это серьезное занятие и нельзя относится к творчеству, как к времяпровождению. Пусть ребенок чиркает, там что то, рисует – малюет, лишь бы в подъезде клей не нюхал.  Может быть, абстрактное искусство на первый взгляд кажется простым для исполнения, намалевал и сказал, что так видишь, но согласитесь, самый часто встречающийся ответ на вопрос, почему вам не нравится абстрактное искусство звучит приблизительно так: «Я его не понимаю». И эту тему уже можно развивать. Если не понимаете, может быть, что то узнаете, выучите, почитаете?  А вы уверены, что в портрете А.С. Пушкин работы Кипренского вы всё понимаете?  Кстати. 
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
Вы точно уверены, что вам все понятно в портрете, пейзаже или натюрморте? Я уверен, что не желание понимать абстрактное искусство, начинается от нежелания педагогов говорить с учащимися про огромное современное направление в изобразительном искусстве, проще делать вид, что его нет, или убеждать себя, что учащийся вырастит и сам поймет. И еще один важный аспект детского изобразительного творчества, ребенку прощается неумение рисовать в академической манере, допускается некая наивность его мышления и ценится детская искренность, эмоциональная открытость, при этом главное, что бы юный художник был в рамках реалистического искусства. Но если ребенок обращается к абстрактному искусству, то это воспринимается взрослыми как отклонение от норы. Хотя норму эту не определили. Она не прописана в учебнике. Организовывая выставку абстрактного детского рисунка, я хочу увидеть, насколько юные авторы готовы отступить от реализма, как они выстраивают общение с педагогами и родителями, что думают, по этому поводу родители и как сегодня относятся к абстрактному искусству в обществе. Посмотрим, куда заведут нас «Ступени». Пойдем что ли?


Комиссар галереи "Республика Изо" В.А. Климов.