Header Ads

50 Лёке. Не наливать.


«Чеканов. Друг, художник».

Многие зовут его Лёка. Меня называют его другом, я суровый и справедливый друг. Он выдающийся художник, его живопись утонченная и высокосодержательная.

Его графика повествовательная, глубокосюжетная, эмоциональная и доступная.

Алексей Чеканов — гений. Его художественный дар очевиден. Его талант — это его данность, его личное пространство, его зона комфорта в агрессивной социальной среде.

Когда-то он учился в творческом вузе. Он всегда много работал, писал и рисовал, он способен подготовить большой выставочный проект. С 1985 года, когда мы познакомились, Алексей Чеканов много сотворил. Но в последнее время художник сконцентрировался на камерных, оригинальных проектах. Он периодически выставлялся в галереях города, если всё сложится, можно будет увидеть выставку его работ в галерее изобразительного искусства «Республика ИЗО».



Художник Алексей Чеканов ещё в середине восьмидесятых годов ХХ века стал заметным представителем неформального художественного движения в Сибири. Он входил в группу молодых художников, вокруг которой формировалось новое понимание современного искусства, был участником знаковых выставок творческого объединения «Тихая мансарда» и других, идеологом которых были Юрий Эсауленко и Алексей Чеканов.

Сегодня Чеканов — отдельная фигура в изобразительном искусстве Барнаула, у художника всегда было удивительно самобытное творческое мышление, таким непостижимо оригинальным и свободным он остается сегодня.

Я горжусь тем, что считаюсь его другом.

Лёка – Алексей Чеканов, гениальный график, пронизанный сарказмом жизни, умопомрачительный литератор, погрязший в нонконструктивизме.

Спасибо, Лёка.


Еще про Чеканова для журнала «Барнаул литературный»

«Чекануться нужно».

Художник Алексей Чеканов еще в середине восьмидесятых годов ХХ века стал заметным представителям неформального художественного движения в Сибири, входил в группу молодых художников, вокруг которой формировалось новое понимание современного искусства, был участником знаковых выставок. Сегодня Чеканов – отдельная фигура в изобразительном искусстве Барнаула, у художника всегда было удивительно самобытное творческое мышление, таким непостижимо оригинальным и свободным он остается и сегодня. Цветная графика выполнена в жанре зарисовок-заметок, приправленной фирменным «чекановским» чувством юмора. Графика Чеканова – повествовательная, глубокосюжетная, эмоциональная и доступная.

Алексей Чеканов родился в г. Барнауле в 1968 году. Начинал творческий путь в середине 80-х, активно засветился в 1986 году с появлением в городе художественного объединения «Тихая мансарда», был организатором и участником всех наиболее заметных выставок и акций актуального искусства того времени. В 1989 году вместе с художником Юрием Эсауленко и арт-критиком Вадимом Климовым они начинают выпускать самиздатовский литературно-художественный журнал «Графика», где тогда нашли себе пристанище многие теперь достаточно известные местные авторы. Был участником художественных проектов «СвоТСо», «Тёплый фронт», «Рыба». Все они оставили свой след в художественной истории города. Чеканов работал бутафором-декоратором в кукольном театре, иллюстратором в газете «Молодёжь Алтая», художником в краевом Театре Драмы. Участвовал в проведении десятков краевых и городских художественных выставок, в постановке пьесы А. Строганова «Придумайте пивную» на музыку Стравинского. Самостоятельно провёл хепенинги «Рукописи горят» и «Тридцать три красные рыбы», создавал эскизы и оформлял сцены на поэтических и музыкальных выступлениях Н. Николенковой, Е. Чикишева и «Дяди Го».

Алексеем написаны и опубликованы рассказы, эссе, статьи, параллельно с новым живописным проектом идёт работа над романом «Луна в руке рукой».


«Нарисованный мир». Рассказ Алексея Чеканова

Художник стоял у окна и смотрел на просыпающийся город. Кто-то уже спешил по делам, а кто-то еще не спешил вылезать из тёплой постели. Художник смотрел, как в городе начинается день. Отойдя от окна, он сел на пол, прислонившись к стене. Подняв с пола лист бумаги и карандаш, художник стал рисовать. Комната на рисунке получилась даже более пустой, чем была на самом деле. Голые стены, разбросанные по полу листы бумаги… И яркий свет раннего утра, льющийся из окна. И этой комнате досталось немного жизни пробуждающегося города. Художник нарисовал себя, сидящего у стены. Он был окружен тенями и казался чужим в этой пустой комнате. Отбросив листок, художник еще раз оглядел комнату. Он опустился на колени и нарисовал на лежащем на полу листке маленькую девочку с длинным, как у буратино, носом. Из-за носа девочка казалась очень любопытной, так и казалось, что она сейчас спросит: «А почему…?».


Чеканов — удивительный художник. В его живописи утонченные цветовые отношения и легкость бытия, спрятанная в простых сюжетах. А графика наполнена иронией.

Графика Алексея Чеканова легкая, понятная, веселая пропитанная юмором. Шарживость располагает зрителя к упрощенности. Кому-то доступно увидеть за смешными картинками только легкий юмор, а кто-то рассмотрит самое дно сквозь глубину сатиры.

Графика Алексея повествовательная, и, продолжая высказывание, Чеканов дополняет её словами. Выстраивая более сложную конструкцию воздействия на сознание, он толкает зрителя к рассуждениям, заставляет читать и думать. Иллюстративность, к которой прибегает художник, вызывает стремительную реакцию, это рассказы в картинках, где изображение и текст — единое произведение. Это не комиксы, где художник создает изобразительный образ героев и развивает повествование. Каждая картинка Чеканова — отдельный рассказ. Хотя изучая его работы можно найти и выделить несколько главных персонажей, это типажи узнаваемые, характерные социальной среде. Чеканвоская графика мультипликационная, зритель просто оживляет этих персонажей, потому что они реалистичны.





«На сегодняшний день Алексей — это самый парадоксальный и абсурдный художник на авансцене нашего города. Его творчество для меня — как конфетти, которое рассыпано в воздухе», — рассказывает куратор выставок Ольга Староверова. «Современный художник, как научно-исследовательская лаборатория, для которого важен процесс. И то, что вы видите на экспозиции, это процесс познания и созерцания. Он будто ловит идеи в воздухе и показывает их нам, складывая позитивную картину. Алексей Чеканов, безусловно, гениален, но он бездарно распоряжается своей гениальностью.

Рисунки этого художника прекрасные, интересные работы, поверхностная легкость, которая вызывает у некоторых недоумение, что это за детские картинки вы показываете, глубоко обманчивая. Это как тексты Хармса или Хлебникова, в которых абсурд, искусная наивность и объем здравомыслия превращаются в необыкновенное высокое искусство».

«Восторг – именно вот детский. Мир Леки не имеет ничего общего с окружающим нас УГ, он населен чудесными, веселыми и простодушными человечками, которые даже на самые сияющие вершины поднимаются только для того, чтобы стоять и тупо смотреть вниз. Картинки похожи на книжки Марины Москвиной, на музыку к лучшим детским фильмам – они вообще похожи на детство». Журналист Лариса Хомайко.

Я часто говорю, что Чеканов — гений. И, кажется, некоторых уже убедил. Я могу себе это позволить, Алексей, или, как его часто зовут друзья, Лёка, наверное, близкий мне человек. Сложно дружить с художником более половины лет своей жизни и не уверовать в его гениальность. В прошлом году в Киеве вышла книга про Алтайского художника Алексея Чеканова, приятно осознавать, что книги про Барнаульского независимого актуального художника, который почти 30 лет является неопознанным художественным явлением в крае, издают за границей.

Вадим КЛИМОВ