Header Ads

Фотографический бум, бум-тарарам

Мне знакомы многие прекрасные фотографы Барнаула, в первую очередь они фотокорреспонденты: Брязгин Борис Петрович, Садчиков Виктор Михайлович, книги которого в приличных домах стояли в книжных шкафах не корешками, а лицом.
Каспришин, Налимов, Волобуев, Богданов, Хаустов: я могу продолжать ряд имен,  друзья, простите, кого не назвал. Вы понимаете, старые газетчики – это высший класс, аристократы, можно сказать.
Потом появились специалисты в рекламной фотографии: Моисеенко, Вдовин и пошло-поехало, появилась плакаты, календари и даже глянцевые журналы.
Но есть параллельный мир фотографии, который мне почти не знаком. Первый раз с коммерческой фотографией я столкнулся в Горном Алтае. На Телецком озере в восьмидесятые фотографы со скоростью пулемета днем снимали туристов на речке, на камнях, у водопада, вечером печатали и сразу продавали.
Оказывается, всегда были свадебные фотографы, с ними я столкнулся не так давно, лет 10-15 назад и понял, какая это особая эстетика на грани пошлости. И вот на моих глазах появилась индустрия.
У свадебщиков есть даже гильдия, появились фото в студии с выгородками ко дню влюбленных, к новому году, с камином, с диваном, с пёсиком.
В городе на 700 тысяч населения десяток фото школ. Как говорит одна знакомая, «уже легче заработать на фотошколе, чем свадьбы снимать».
За последние годы мы не смогли вспомнить крупную фотовыставку в Барнауле, кроме «Плейбой» в зале Союза художников, привезенную Артемием Троицким в начале двухтысячных.
Небольшие персональные выставки случаются часто и не только в галерее «Республика Изо» где было уже несколько таких выставок: Сергей Усик «На склонах Алтын-кёль», Александр Ясантас «Я удивлен», Станислав Альтер «Сереброродины», Дубровский с ретроспективой.
Помню, отличная была выставка Короткова в музее «Город»: «Исчезновение и появление Никольской церкви», очень непростой проект. Прекрасно прошла несколько лет назад выставка Волобуева в галерее «Универсум».
Александр Провоторов, фотохудожник-путешественник, в последний раз выставлял свои работы в краевой библиотеке. Была выставка Владимира Савченко с каким-то замысловатым проектом. В галерее «Проспект» случались хорошие выставки: Лебедев, Подусенко и некоторые другие, так что процесс идет.
Есть уважаемые  мастера Литовкин, Хайтман, Эбель с птицами и другие, всех не перечислишь.
Даже какая-то профессиональная школа есть, все еще работает Колледж культуры, в Академии гостеприимства есть специальность «реклама», и это единственные студенты, которые активно принимают участие в выставках. На их счету, благодаря активности педагога Павла Кривошеева, несколько оригинальных проектов: «Лица похожие на свои мысли», «Части тела», «Стратегический запас» в рамках проекта «Тотальная Сибирь».
И все, господа.
В целом-то полный крах. Написал много букв, как обширен мир фотографии и в конце за свое – крах!
Открыв выставку «Пространство Сибирь», я понял: фотоаппаратов много, фотографов способных мало.
Фотография как искусство, особенно документальная фотография, умирает в Барнауле, уходит вместе с поколением. Их место занимают социальные сети и кривые фотосессии озабоченных девиц.
Я пригласил студентов-журналистов и уважаемый педагог сказал, что может организовать 40 китайских студентов, а наши не пойдут, им неинтересно.
Кому интересно смотреть, как мы живем в Сибири, приходите: эта выставка именно о том.
В экспозиции более 600 работ, 211 авторов из 25 городов Сибири, несколько специальных проектов.
Сибирь красивая, но страшная, она неухоженная, не отредактированная губернскими фотографами на сайте администрации. Она не позитивная, потому что жить тут в современном понимании некомфортно.
Люди, освоив Сибирь, так и выживают, чтобы Россия прирастала.
Наши дома некрасивые, наши дороги непроезжие. Сибирь прекрасна там, где нет людей.
Выставка «Пространство Сибирь» – это жестокая реальность. Прекрасный русский реализм, никакого авангардизма и концептуализма.
«Пространство Сибирь» в «Республике Изо» – сплошная левиафанщина, такова правда жизни.
Красота. Небо, горы, реки, поля это родина моя. А люди?..

Воспоминания. У папы был фотоаппарат ФЭД, мне давали фотографировать. Помню чудесный кадр: петух в пыли на деревенской дороге. Когда подрос, к 5 классу мне купили очень простую камеру Вилия-авто, чуть лучше Смены 8.
И я записался в фотокружок в Доме пионеров. Через год мама подарила Зенит Е. Это была очень серьезная техника, потом была Minolta, мыльницы Kodak, цифровой аппаратик в 5 мегапикселей и даже  зеркалка, но все это уже было не интересно.
У меня давно приличная видеокамера.

В. Климов


Анастасия Плотникова, г. Томск


Олег Укладов, г. Барнаул


Елизавета Дрёмова, г. Новосибирск


Александр Патрин, г. Кемерово


Ирина Брестер, г. Красноярск


Киселёв Максим, г. Кемерово


Укладов Олег, г. Барнаул


Станислав Жерносенко, Барнаул


Киселёв Максим, г. Кемерово


Никита Скорохватов, г. Иркутск


Елена Аносова, г. Москва. Из серии "Дед"


Бао Хынг Нгуен, г. Томск


Рубин Гайнутдинов, г. Томск


Александр Бендюков, г. Новосибирск


Павел Лимонов, г. Красноярск


Ирина Брестер, г. Красноярск 


Станислав Жерносенко, г. Барнаул


Александр Бендюков, г. Новосибирск


Рыжкова Анна, г. Красноярск


Павел Мирошников, г. Новосибирск


Киселёв Максим, г. Кемерово


Рима Саргсян, г. Новосибирск


Мария Аникина, г. Томск


Александр Бендюков, г. Новосибирск


Рубин Гайнутдинов, г. Томск


Антон Петров, из серии "Диксон"