Новые легенды Алтая. Книги, которых нам не хватает
Три книги издательства «Тигирек-пресс» рецензент получил бандеролью. Отправителем значился московский офис некоего рекламного агентства. Издательство, судя по выходным данным, зарегистрировано в посёлке Тигирек Краснощёковского района Алтайского края, что больше смахивает на шутку. Типография, отпечатавшая книги тиражом 1000 экземпляров каждая, расположена в Новосибирске. Электронный адрес издательства молчит, ни один интернет-магазин книг с такими названиями не предлагает.

Книга Ксении Арбузовой носит подзаголовок «роман тайн», на что ровным счётом ничего нельзя возразить. Это действительно роман, как по объёму (500 страниц, десятка полтора авторских листов), так и по своему устройству. Там по меньшей мере два проработанных персонажа со сложными отношениями между собой и с окружающим миром. За пару месяцев книжного времени они проживают на наших глазах целую жизнь, к тому же хватает флешбэков и отыгранных боковых сюжетов. Ну и тайн здесь действительно хоть отбавляй – прямо россыпь завиральных идей, одна страннее другой. Написано всё это языком крепкого журналиста, знающего толк в беллетристике. Не хуже какой-нибудь Юлии Латыниной, честное слово. При всём том разнообразием локаций роман не балует. Начинается и заканчивается он в дикой тайге, а большая часть действия происходит вообще под землёй, где нет нормального света и творится чёрт знает что.
На первой сотне страниц автор упорно завоёвывает наше доверие. Не знаю уж насколько она сама путешественница, но фактических неточностей я с позиции своего ограниченного опыта не смог отыскать. Зато здесь узнаёшь много всего интересного: от строения снежного покрова и устройства лыжных креплений до особенностей общежития замкнутых коллективов. То есть, автор выглядит в наших глазах если не записным реалистом, то человеком, по крайней мере, вменяемым и ответственным. И хоть понимаешь, что небывалые приключения неизбежно начнутся (тайна Перевала Дятлова всю дорогу маячит очевидным примером), всё же продолжаешь надеяться, что враньё будет умеренное и с оглядкой. И автор нашим доверием до поры до времени не злоупотребляет. Хотя события выглядят (в пересказе особенно) всё бредовей.
В любой книге, включающей в себя фантастический элемент, самым рискованным оказывается переход от обыденного к нереальному. Тут практически неминуемы как слом стилистики, так и утрата доверия, вызванная, во-первых, трудностью достоверно показать переживаемый персонажем психологический переворот, а во-вторых – невозможностью опираться на опыт, что приводит ко всё большей ходульности. Ксения Арбузова об этих опасностях знает и сглаживает их, прежде всего, постепенностью нагнетания странностей. Её герои погружаются в фантастическое шаг за шагом, успевая привыкать к меняющейся реальности. К тому же у каждого есть свой бзик, своя собственная ненормальность, проявляющаяся одновременно с обстоятельствами. А поскольку реакции у них всё же очень разные, удаётся соблюсти и психологическую достоверности. Другой важный приём состоит в том, что главный переход автор оставляет за кадром. Новый мир предстаёт перед персонажами сразу, как данность. Притом, каждый видит его по-своему.
Эта часть книги походила бы на тягостный сон, кабы не методичная проработка деталей. В описании подземных феноменов автор настырна порой до занудства, но своего добивается – мир приобретает должную связность и не кажется ни бредом, ни поверхностной фантазией. То есть мы понимаем, что всё придумано, но готовы в придуманное поверить, поскольку нам предложено не только видеть, нюхать и осязать его, но и понять его логику. Возможно, не каждый захочет должным образом укладывать предлагаемые подробности в своей голове, но любой может увидеть, что работа автором проделана впечатляющая. Когда на последних пятидесяти страницах начинается торопливая подготовка к финалу, наступает даже некоторое разочарование (стоило огород городить!). Впрочем, подземельем к тому времени успеваешь наесться досыта.
Что разочаровывает серьёзней – это кажущееся отсутствие финала. Конфликт не разрешён, ни одного ответа толком вроде бы не получено. Понятное дело: оставлено место для сиквела. Однако, по здравому размышлению понимаешь: продолжение вряд ли возможно. История, в общем, о том, как легко сменить участь, сделав шаг в сторону. Раз – и возвращение невозможно, два – и у тебя другая судьба. Очередная жизнь героя прожита и закончена, дальше всё будет совсем другое. В общем роман не так прост, он, что называется, – заставляет задуматься.
Резюме, пожалуй, будет такое: книга если и не мастерская, то несомненно профессиональная. Неожиданная, не укладывающаяся в жанровые рамки и не вызывающая в памяти очевидных аналогов. Эклектику её искупает авторская разносторонность, тщательность и явная серьёзность намерений. Чтение увлекательное, оставляющее отчётливое впечатление, располагающее к неожиданным мыслям и даже поступкам ( я лично скачал в сети и принялся изучать топографические карты Северо-Восточного Алтая).
О следующей книге из посылки расскажу чуть позже.
Книга Ксении Арбузовой носит подзаголовок «роман тайн», на что ровным счётом ничего нельзя возразить. Это действительно роман, как по объёму (500 страниц, десятка полтора авторских листов), так и по своему устройству. Там по меньшей мере два проработанных персонажа со сложными отношениями между собой и с окружающим миром. За пару месяцев книжного времени они проживают на наших глазах целую жизнь, к тому же хватает флешбэков и отыгранных боковых сюжетов. Ну и тайн здесь действительно хоть отбавляй – прямо россыпь завиральных идей, одна страннее другой. Написано всё это языком крепкого журналиста, знающего толк в беллетристике. Не хуже какой-нибудь Юлии Латыниной, честное слово. При всём том разнообразием локаций роман не балует. Начинается и заканчивается он в дикой тайге, а большая часть действия происходит вообще под землёй, где нет нормального света и творится чёрт знает что.
Алтай, безлюдный Сумультинский хребет, зима. Группа туристов-лыжников натыкается на чужой след и вскоре встречает странного человека, сломавшего лыжу. Ему помогают с ремонтом, он рассказывает, что несколько лет назад чудом выжил в катастрофе вертолёта и теперь хочет побывать на том месте, где погибли его товарищи. Летом туда не добраться из-за непреодолимости рек и тайги, а зимой сделать это проще. Мотивация Петра (так зовут незнакомца) не очень понятна, но сам план не выглядит безрассудным (по его словам, неподалёку есть охотничья избушка с припасами). Туристы уходят своим маршрутом и днём позже попадают в аварию: лавина хоронит несколько рюкзаков, они лишаются палатки, спальника, большей части продуктов. Спасаться решают по лыжне, пробитой Петром (она короче), но сначала идут к указанной им на карте избе. В первую же аварийную ночёвку видят в том направлении летающие над тайгой светящиеся шары.
На первой сотне страниц автор упорно завоёвывает наше доверие. Не знаю уж насколько она сама путешественница, но фактических неточностей я с позиции своего ограниченного опыта не смог отыскать. Зато здесь узнаёшь много всего интересного: от строения снежного покрова и устройства лыжных креплений до особенностей общежития замкнутых коллективов. То есть, автор выглядит в наших глазах если не записным реалистом, то человеком, по крайней мере, вменяемым и ответственным. И хоть понимаешь, что небывалые приключения неизбежно начнутся (тайна Перевала Дятлова всю дорогу маячит очевидным примером), всё же продолжаешь надеяться, что враньё будет умеренное и с оглядкой. И автор нашим доверием до поры до времени не злоупотребляет. Хотя события выглядят (в пересказе особенно) всё бредовей.
Никакой избушки туристы не находят, но встречают напуганного Пётра, который открывает им правду: рядом с местом падения вертолёта он обнаружил пещеру, где по его убеждению спрятан клад. Теперь в пещере орудуют некие карлики, от которых он чудом спасся незамеченным и собирается спешно уносить ноги. Все туристы уходят вместе с ним, но двое задерживаются из любопытства. Один из них аспирант-историк, другой – бывший морпех, служащий в МЧС.
У входа в пещеру, окружённого сожжёными на корню деревьями, они находят много следов самодельной обуви детского размера и распятого медведя, выгоревшего изнутри. Пожарник Андрей, знающий «Розу мира», начинает бредить про демонов игвов, что готовят вторжение с изнанки мира, а историк Архип вспоминает алтайскую чудь. Они решают идти по следам в пещеру, интерес подстёгивают встречающиеся на пути застывшие капли расплавленного золота. Под землёй они быстро теряют ориентацию, источники света и друг друга. Блуждают в темноте пока не лишаются сознания.
В любой книге, включающей в себя фантастический элемент, самым рискованным оказывается переход от обыденного к нереальному. Тут практически неминуемы как слом стилистики, так и утрата доверия, вызванная, во-первых, трудностью достоверно показать переживаемый персонажем психологический переворот, а во-вторых – невозможностью опираться на опыт, что приводит ко всё большей ходульности. Ксения Арбузова об этих опасностях знает и сглаживает их, прежде всего, постепенностью нагнетания странностей. Её герои погружаются в фантастическое шаг за шагом, успевая привыкать к меняющейся реальности. К тому же у каждого есть свой бзик, своя собственная ненормальность, проявляющаяся одновременно с обстоятельствами. А поскольку реакции у них всё же очень разные, удаётся соблюсти и психологическую достоверности. Другой важный приём состоит в том, что главный переход автор оставляет за кадром. Новый мир предстаёт перед персонажами сразу, как данность. Притом, каждый видит его по-своему.
Спасённые, приходят в себя в лабиринте подземных полостей, населённых маленькими людьми и летающими светящимися шарами. Плазмоиды (как называют их гости) дают свет и тепло, позволяющие существовать биосфере со своеобразным животным и растительным миром. Здешние люди говорят на неизвестном языке, но можно понять, что к плазмоидам они относятся как к посланникам могучих богов, и сами считают себя этих богов служителями. Архип обнаруживает у них склад, набитый золотыми изделиями, и догадывается, что подземные жители – потомки афанасьевцев, первых рудокопов Алтая, исчезнувших несколько тысяч лет назад. Тем временем Андрея, поразившего аборигенов своей свирепостью, ведут в глубину, на встречу с богами. Вернулся он изменённым. С восторгом рассказывает Архипу, что видел «пульт управления планетой», что его признали избранным и в него вошли огненные шары (показывает, как его руки могут светиться). Говорит, что скоро выйдет отсюда на землю «в силе и славе», во главе огненной армии.
Эта часть книги походила бы на тягостный сон, кабы не методичная проработка деталей. В описании подземных феноменов автор настырна порой до занудства, но своего добивается – мир приобретает должную связность и не кажется ни бредом, ни поверхностной фантазией. То есть мы понимаем, что всё придумано, но готовы в придуманное поверить, поскольку нам предложено не только видеть, нюхать и осязать его, но и понять его логику. Возможно, не каждый захочет должным образом укладывать предлагаемые подробности в своей голове, но любой может увидеть, что работа автором проделана впечатляющая. Когда на последних пятидесяти страницах начинается торопливая подготовка к финалу, наступает даже некоторое разочарование (стоило огород городить!). Впрочем, подземельем к тому времени успеваешь наесться досыта.
Архип пытается привести товарища в чувство, но тщетно. Тогда он идёт на хитрость и убеждает Андрея вернуть его в мир своим агентом, чтобы подготовить почву для пришествия. Тот соглашается, но ставит условие – Архип должен пройти инициацию, впустить в себя огонь. Перед походом в глубину историку удаётся бежать, и он находит путь на поверхность с помощью прирученных «светляков». Снаружи уже весна. Он строит плот и с риском для жизни спускается по порогам с мешком золота. Постепенно он понимает, что Андрей просто сошёл с ума, да и в своей психике он не очень уверен. Чем ближе он к человеческому жилью, тем больше пережитое кажется ему сном. Но прошедшие полтора месяца никуда не деть, а золото – вот оно, двадцать кило. Он мучительно придумывает правдоподобные объяснения. Первый же повстречавшийся местный житель рассказывает о пропавших зимой туристах, тела которых так и не найдены. Архип решает перейти на нелегальное положение. То здесь, то там ему мерещатся шаровые молнии.
Что разочаровывает серьёзней – это кажущееся отсутствие финала. Конфликт не разрешён, ни одного ответа толком вроде бы не получено. Понятное дело: оставлено место для сиквела. Однако, по здравому размышлению понимаешь: продолжение вряд ли возможно. История, в общем, о том, как легко сменить участь, сделав шаг в сторону. Раз – и возвращение невозможно, два – и у тебя другая судьба. Очередная жизнь героя прожита и закончена, дальше всё будет совсем другое. В общем роман не так прост, он, что называется, – заставляет задуматься.
Резюме, пожалуй, будет такое: книга если и не мастерская, то несомненно профессиональная. Неожиданная, не укладывающаяся в жанровые рамки и не вызывающая в памяти очевидных аналогов. Эклектику её искупает авторская разносторонность, тщательность и явная серьёзность намерений. Чтение увлекательное, оставляющее отчётливое впечатление, располагающее к неожиданным мыслям и даже поступкам ( я лично скачал в сети и принялся изучать топографические карты Северо-Восточного Алтая).
О следующей книге из посылки расскажу чуть позже.
Валерий Иванченко
Добавить комментарий