Header Ads

Что делать, как пилить?


Трудно сказать, был ли 2017 год культурно-урожайным или нет. В марте Управление по культуре выпустит отчёт, и тогда можно будет подвести итоги. Важно видеть посещаемость музеев, театров, филармонии и других учреждений, хотя там традиционного всегда запланированный прирост.

Важно знать, насколько сократилось количество работников в отрасли культуры, посмотреть расходы на крупные события и оценить их эффективность. Поэтому в январе можно вспомнить некоторые события, которые были, с моей точки зрения, заметными и важными для формирования культурного поля.

Начну с театра. В барнаульских театрах катастрофически мало премьер. Общее количество премьерных спектаклей сократилось. Я отмечу спектакли в Молодежном театре: «Бальзаминов. Женить бы», поставленный на большой сцене режиссером Д. Малютиным, потому что больше говорить не о чем, и спектакль «Иллюзии» на малой сцене в постановке И. Стебунова. На мой взгляд, «Иллюзии» — лучший спектакль года. Прекрасный актерский ансамбль и тонкая режиссёрская работа.

В драмтеатре лучший спектакль — «Зойкина квартира». Остальные две премьеры, «Земля Эльзы» и «Феномены», не стали событием. Интересным был проект «Время Ч», читки алтайской драматургии и эскизы спектаклей по этим пьесам.

Самое важное театральное событие — переезд театра кукол в здание кинотеатра «Родина». Кстати, наконец в куклах решили поставить спектакль для взрослых. Давно не было.

Про кино, как всегда, нечего сказать. И все же, явление Игоря Ивановича Сукачева на Алтай, причастность к Алтайскому краю Алишера Хамидходжаева, оператора фильма «Аритмия», вселяют ложные надежды. Если приглядеться, то видно некоторое шевеление Дмитрия Шарабарина в рамках невнятной алтайской кинодействительности. Шукшинский кинофестиваль мне кажется непонятным событием, он не выделяется из общего плана Шукшинских дней.

На музыкальной поляне все заметные проекты до сих пор делает Е. Колбашев. Своё особенное место занимает филармония, которая умудряется держать высокую ноту. Нельзя не отметить оркестр «Сибирь» и его совместные проекты с телевидением и Львом Шапиро. Они хоть и стали заметными, но по сути ужасная попсятина.

С литературой в крае, как обычно, непросто. Есть административные проекты, которые, на мой взгляд, часть идеологической борьбы непонятно за что. Я крайне негативно отношусь к редакторской политике журнала «Алтай». Но он хотя бы выходит, и это уже достижение.

Среди литераторов в первую очередь стоит сказать про С. Теплякова, ставшего заметной фигурой литературного пространства, и Владимира Токмакова. «Запретная книга белого бурхана» — главный местный роман. Кто-то заметил приезд на Алтай известных писателей, но мне это не кажется важным для развития культуры в крае.

В изобразительном искусстве на фоне многих обычных выставок я бы отметил персональную выставку В. Октября за традиционную масштабность и биеннале «АзАрт. Сибирь». Выставка стала заметным мероприятием на региональном уровне. Другого такого крупного события в области культуры в крае нет. Отдельно необходимо сказать о проектах галереи «Республика ИЗО», где, по обыкновению, ежемесячно делают значительные выставки, например, международную выставку плаката «1917–2017». Кошмар года — выставка авторских подделок лжехудожника Н. Сафронова. Противно, как будто на город наблевали.

Среди культурно-массовых мероприятий по-прежнему впереди «Шукшинские дни на Алтае». Проходят они традиционно в виде ярмарочного балагана с приглашёнными артистами. Главная культурно-политическая фраза года была произнесена губернатором на церемонии закрытия Шукшинских дней: «Мы иногда врём, у нас работа такая».

Есть несколько важных административных решений, принятых в прошедшем году. Объявили об открытии в Барнауле Творческих мастерских Российской академии художеств, и опубликован культурный бюджет — 1 440 000 000 рублей, он значительно увеличился по сравнению с прошлым бюджетом, но скорее всего основные средства пойдут на строительные проекты.

Заметных прорывов в культурном пространстве, мне кажется, не произошло. Реконструкция Государственного художественного музея затягивается, рассчитывать на быстрое строительство родного здания для театра кукол не приходится, про обещанный ремонт краеведческого музея забыли.

Оценивая прошедший год, я бы сказал — пережили.

Администрация будет гордится проведенными днями культуры в Москве в честь 80-летия края, но что это дает жителям края, мне трудно понять. Объясните, зачем нам показывать в Москве, какие мы культурные? Надо, чтобы столичная публика приезжала в Барнаул посмотреть спектакль, например, «Ползунов», тогда и туркластер на пустом месте не надо будет пилить.

Вадим Климов

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.