Header Ads

Не далеко за 50


С 4 ноября по 3 декабря в галерее изобразительного искусства «Республика ИЗО» открыта удивительно откровенная выставка «50+» . Идея очень простая: собрать работы «несоюзных» художников. Так сложилось, что отойдя далеко от советской эпохи, некоторые её рудименты сохранились.

Обратим внимание на Союз художников. С логической точки зрения это обыкновенная организация, объединяющая художников на основании устава этой организации, некий псевдопрофсоюз. Нужно помнить, что в СССР всё было организовано и формализовано, нельзя было считается профессиональным художником, если ты не член этого самого союза, который монополизировал право выдать статус профессионала.

Конечно, были художники, которые принципиально не желали вступать в эту советскую организацию, были те, кого не брали в союз по разным причинам. Кстати, внутренние интриги при вступлении в Союз художников — до сих пор главная тайна этой организации. Можно привести массу примеров, когда в союз берут откровенно слабых художников, а сильные авторы не могут вступить в организацию годами.

Сегодня в Барнауле Союз художников растерял весь авторитет не только потому, что потерял право на главный выставочный зал в городе, но и по идеологическим причинам. Соцреализм перестал быть главным направлением в искусстве, который поддерживает государство. Нет сегодня профессионального авторитета у организации. Последнее, что осталось, это договор с администрацией города на льготную аренду художественных мастерских. Если очередная атака комитета по имуществу города окажется успешной, то Союзу художников не останется смысла существовать.

Помимо монополии Союза художников на профессиональное определение есть художники, получившие специальное образование, но не являющиеся членами союза. И есть самодеятельные художники. Выставка «50+» в галерее «Республика ИЗО» — это попытка объединить тех, кто имеет специальное образование и самодеятельных авторов в экспозиционном пространстве. Есть несколько интересных моментов, о которых стоит сказать. Те, кто получил профессиональное образование и не является членом Союза художников, трудно идут на участие в выставках вместе с самодеятельными художниками, считая, что самодеятельные авторы — это низкий художественный уровень. Известный традиционный творческий снобизм. Самодеятельные художники, напротив, заинтересованы в совместных выставках с профессионалами.

Исходя из этих обстоятельств была принята концепция выставки «50+». Но главным условием выставки стало возрастное ограничение: художнику должно исполниться 50 лет.

Можно много рассуждать, зачем такие ограничения. Первое, что подтолкнуло, это существующая условность в современном арт-пространстве, где молодым авторам до 35 лет отдаётся предпочтение. Выставки молодых художников распространены повсеместно. Если есть возрастное ограничение для молодых, то должно быть ограничение от молодых.

И, конечно, немаловажны идейные установки возрастных художников. Они прошли этап стремления стать известными. У них другие творческие задачи. Особенно это заметно у самодеятельных авторов. Они не стремятся к покупателю, остерегаются зрителя, у них обостренное чувство критики. Всё это уникальные особенности их художественного мышления.

Выставка «50 +» для Барнаула уникальна. В истории алтайского искусства, конечно, были выставки самодеятельных авторов, так как в городе были и есть художественные студии, где занимается много любителей. Но это первая попытка объединить профессионалов и самодеятельных художников в одном пространстве.

Уверен, что монополия Союза художников на определение профессионализма утрачена окончательно. Закончилась эпоха доминирования одной творческой группы. Все их методы советского управления и паразитирования на административных ресурсах утеряны. Сегодня не нужно быть членом Союза художников, чтобы быть профессионалом.

Выставка «50 +» — начало пути формирования нового справедливого понимания художественной ценности, независимо от ложного понимания профессионализма, культивируемого Союзом художников.

Если будет возможность, выставки несоюзных художников в галерее «Республика ИЗО» станут ежегодными. И неважно, есть у автора специальное образование или нет.

Первая выставка поставила много вопросов и дала серьезные результаты: более 40 авторов приняли участие в проекте, предоставив почти 150 работ.

Не стану конкретизировать, разбирать художественный уровень и качество работ. Важно то, что есть отклик художников, есть интерес публики и есть понимание организаторов, зачем нужна эта выставка.

Вы думаете, мы со старичками в бирюльки играем, а мы остатки имперских амбиции Союза художников с корабля истории сталкиваем.

Комиссар галереи Республика ИЗО В. Климов

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.