Header Ads

А вы азартный…

Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь» — самое масштабное событие в художественном пространстве Барнаула. Можно сказать, что в последнее время она вошла в ряд крупнейших художественных событий в Сибири. Это, конечно, важно для формирования положительного имиджа региона, но за громкими словами, как обычно, можно разглядеть мелкие проблемы, которые в совокупности портят всю картину.

«Аз.Арт» способен воодушевить Барнаул в меру его слабой художественной образованности и замкнутости, но этого мало. Что такое «Аз.Арт»? Это выставка молодых художников Сибири, организованная Алтайским отделением Союза художников (СХ). Это две крупных экспозиции: живопись и прикладное искусство в городском выставочном зале и выставка графики в музее «Город», а также параллельная программа, в которой принимают участие галереи Барнаула.

Механизм, то есть сбор произведений, основан на взаимодействии всех сибирских отделений Союза художников, где проходит отбор работ, и далее все произведения, выбранные местными выставочными комитетами, присылаются в Барнаул. Таким образом Алтайская организация делегирует право выбора для соучастия в проекте. Но не все отделения активно включаются в процесс. Не все они заинтересованы в продвижении молодых художников, так как у каждой организации есть свои сложности в работе с несоюзовской молодежью. Надо отметить, что в выставке участвуют не только члены СХ, поэтому экспозиция дает несколько искаженный взгляд на художественные процессы в регионе. Тем более в уставе «Аз.Арта» декларируется определенная идеологическая платформа. Как сказал приглашенный товарищ из высших художественных иерархов В. Калинин, «Наконец-то молодые художники опомнились и перестали равняться на Европу с ее чуждыми нам ценностями»,.

На научно-практической конференции «Художественная культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность», которая прошла в Государственном художественном музее, искусствоведы предложили термин «неоакадемизм». Это известная позиция СХ, организации, которая пытается сохранить творческий союз, опираясь в какой-то степени на идеологию и традиции советской эстетической концепции.

Это сложный схоластический спор, в который сам себя втягивает Союз художников. Идеологические ограничения заметно сказываются на развитии творческого союза.

Сегодня важно понять мотивацию молодых художников. Вопрос этот злободневный, и выставка «Аз.Арт» должна отвечать на него. Казалось бы, она дает возможность выставится, но сегодня нет проблемы принять участие в выставке, организованной СХ или другой институцией (музеем, частной галереей, независимым фондом и т. д.). Что дает молодому автору участие в выставке, организованной именно СХ? Приоритет при вступление в союз, но необходимость быть членом СХ сегодня не дает преференций в продвижении творчества, не дает материальной поддержки Сегодня можно снимать мастерскую дешевле, чем оплачивать предоставленную СХ, статус члена СХ не говорит о профессионализме, так как сегодня это не приоритет при вступлении в СХ. Так что дает молодому художнику эта выставка? Оценку и самооценку в профессиональной среде, что очень важно для формирования творческой личности. Ну и небольшой бонус победителям в качестве денежных премий.

Это хорошо, но мало.

Для некоторых художников все еще важно получить каталог выставки, традиционно это считается своеобразным документом, но в последнее время этот бумажный формат уходит из обращения, вытесняясь цифровыми и виртуальными формами отчетов о выставках. Что может предложить союз победителям конкурса? Отдельную выставку, организацию передвижной выставки лауреатов и дипломатов по регионам, может быть, какой-то художественный объект в виде награды, который будет иметь и культурную ценность. Пока победители конкурсной программы получают грамоту (диплом) и небольшую сумму денег.

Другая важная проблема — это отсутствие арт-рынка, и пока трудно сказать, способна ли выставка «Аз.Арт» как-то влиять на его развитие. Про арт -рынок стоит говорить серьезно: тут государственные учреждения, управление по культуре края и комитет по культуре города могли бы выступить драйверами процесса и купить для коллекции современного искусства некоторые работы, это могло бы провоцировать другие регионы на подобные действия. И тут нужно добавить, что конференция искусствоведов могла бы действительно стать практической, а не только научной. Если вернутся к декларации идеологического вектора «Аз.Арт» как неоакадемизма, хочется сказать о докладе Лидии Рыжовой «Опыт работы молодых художников Барнаула с выставочным пространством», в которой она пишет: «В осмыслении такой выставки, кроме самих произведений, важно все: как присутствие определённых объектов различного рода, так и их отсутствие. Исследовательница Н. В. Порчайкина в своих работах сформулировала, что «выставка современного искусства – это организованная система «пространство – экспонат – человек», а так же коммуникативное общества». Поэтому работа художника с пространством выставки включает в себя не только оформление зала (места проведения), изменение его характеристик или дополнение объектами, но и использование внешней информации о месте, времени и других обстоятельствах проведения выставки как её смысловой части».

Дело в том, что «Аз.Арт» не приемлет так называемого актуального искусства во всех его формах (инсталляции, перформансе, акционизме), но представлять молодежное искусство без этого — неоправданное самоограничение.

Последние выставки показали, что организаторы не могут мыслить современными пространствами и предлагать новые формы экспонирования, они не вовлекают зрителя, а предпочитают традиционный путь экспонирования. В городском выставочном зале это шпалерная развеска, в которой нет акцентов, нет доминанты, нет формирования единой концепции: все это от того, что отсутствует куратор выставки. Сама форма выставки предполагает некую коллективную ответственность, а, как известно, коллективная ответственность основана на переложении личной ответственности на кого-нибудь другого. Это ни в коем случае не умаляет той работы, что провел оргкомитет, но это не дает возможности пригласить известного опытного профессионального куратора, применить современные экспозиционные технологии. Таким образом на поверхность выходят все огрехи: например, не все работы, присланные на выставку в номинации «графика», вошли в экспозицию. Это категорически неприемлемо, это оскорбительно для художников и может привести к отказу сотрудничать в следующий раз. В этом случае необъяснима позиция музея «Город», который взял на себя всю ответственность по предоставлению выставочного пространства, и, поняв, что все работы не входят, сотрудники не освободили зал от временной выставки вышивки, которая демонстрируется уже около трех недель.

Многие журналисты спрашивают о художественном уровне представленных работ. Я бы не стал об этом говорить, так как в такой большой экспозиции с таким не отрегулированным отбором, с такой не выстроенной кураторской идеей нельзя говорить о художественном уровне.

Выставка сама по себе большая и любопытная, и при всех недочетах важная для Барнаула. Отрадно, что администрации края и города нашли возможным финансировать проект и предоставить выставочные площади. Но давайте подчеркнем. Места мало для такого проекта. Чтобы его вывести на серьезный уровень, нужно искать пространство в несколько раз больше. Например, ради эксперимента вычистить насколько возможно пустующий старый базар. Да, это может быть дорого, но чистить все равно надо в рамках проекта туркластера и месячника благоустройства.

Можно искать другие варианты, например, связывать все галереи, музеи города не параллельной программой, а единой концепцией.

Необходимо провести серьезную работу с региональными отделениями СХ, это должна быть поездка по всем регионам эмиссаров «Аз.Арта» с лекциями и встречами с молодыми художниками.

Существует старая и непростая проблема работы выставкомов, которые состоят из художников. В современном мире это неприемлемо, так как известно, что у художников оценочное мнение принципиально отталкивается от самоопределения своего искусства. То есть нельзя, чтобы художник оценивал художника. Это спорный момент, но важное решение. Можно обвинить искусствоведов в заинтересованности продвижения отдельных авторов, и даже приняв то, что у искусствоведов есть корысть, это кардинально не изменит ситуации.

Не имеет смысла говорить об отдельных работах, об авторах, потому что это требует другой специфики текста. Сейчас важно определится с тенденциями, которые помогут развить проект, выявить то, что может препятствовать его продвижению и выходу на новый представительский уровень. И такие предпосылки есть.

В рамках «Аз.Арт» Барнаул посетил первый вице-президент Российской академии художеств Виктор Калинин и встретился с губернатором. Губернатор предложил академии сотрудничество, в частности, взять кураторство над формированием собрания и экспозиции в художественном музее, когда его откроют. Есть в этом некое недоверие профессионализму наших специалистов, но они как профессионалы видят в этом только положительные моменты.

Помимо этого появилось продолжение, ранее озвученное на встрече с президентом академии Зурабом Церетели. Это тема «академических мастерских», но правильнее назвать это специальным высшим учебным заведением в рамках академии. Главное, уже есть помещение, Калинин его смотрел и оценил пригодность. Если все получится, то это несомненно даст интересное развитее художественному процессу на Алтае. Так что это тоже результат «АзАрт. Сибирь — 2017».

Если мы говорим о фундаментальных процессах, таких как художественное образование, необходимо решить самую старую, хроническую проблему в крае. Перевод художественного училища из Новоалтайска в Барнаул, например, в здание училища на пл. Октября. Тогда комплекс площади Искусств, концепцию которой когда-то предложил губернатор, будет окончательно закончен. Либо предоставить новое помещение в Новоалтайске, потому что сейчас помещения, в которых занимаются учащиеся, опасны для жизни. Как сказал известный художник и педагог, один из гостей «Аз.Арт», «Меня раньше приглашали на госэкзамены в училище, но я отказался: там страшно, завалит».

Стоит вернуться к параллельной программе «Аз.Арт» и отметить, что не все галереи города в равной степени приняли участие в проекте. Например, галерея Щетиниых ответственно отнеслась к предложению и организовала выставку Тюменских молодых авторов, таким образом представив отдельно целый регион. Галерея «Бандероль» представила концептуальный проект барнаульского художника Романа Ведяйкина, тем самым выйдя за концептуальные рамки «АзАрт» с его неоакадемизмом.

Галерея «Республика Изо» не смогла реализовать заявленный проект и вынуждена была провести замену. Выставка Ивана Мозгового вполне вписалась в общую канву проекта.

Говоря про впечатление, обобщая, нужно признать, что в той идее, которая была принята почти 10 лет назад, проекту становится тесно, его тормозят собственные правила, неясная программа мотивации молодых художников, отсутствие персональной ответственности и консолидации региональных организаций.

В конце концов, это хорошая выставка или нет? Неправильный вопрос.

Она важна для искусства, необходима для культуры Алтая и Сибири.

Как сделать ее массово посещаемой? Я знаю, но меня не спрашивают по идеологическим разногласиям.


В. Климов, арт-критик

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.