Работа с выставочным пространством молодых художников Барнаула

Данная статья была подготовлена для выступления на конференции в рамках Межрегиональной молодёжной художественной выставки «Аз.Арт. Сибирь» – 2017. Среди слушателей в основном были искусствоведы, работники Художественного музея Алтайского края, поэтому статья написана в академическом стиле. Автор считает, что, возможно, недопонимание между современными художниками и искусствоведами «старой закалки» вызвано тем, что они говорят на разных языках, поэтому данная статья – это попытка наладить диалог между ними.

Под работой с выставочным пространством в данном случае мы имеем в виду такую форму репрезентации изобразительного искусства, в рамках которой все элементы выставки (не авторские объекты, освещение, свет, звук, институция и т.д.) осознанно избираются автором с целью наиболее полного выражения концепции выставки. Термин «Инсталляция» (англ. inctallation – установка), определяемый В. Бычковым как «пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, визуальной информации)», в данном случае неполон, так как под инсталляцией в основном подразумевается цельное произведение. Мы, в свою очередь, говорим и о использовании элементов инсталляции для работы над выставкой. Термин «инсталляция» далее употребляется как краткий аналог работы художника с выставочным пространством. Отличие выставок-инсталляций от традиционной репрезентации произведений искусства Б. Гройс определяет так: «Modern art работало на уровне индивидуальной формы. Contemporary art работает на уровне контекста, формата, фона или новой теоретической интерпретации» . В осмыслении такой выставки, кроме самих произведений, важно все: как присутствие определённых объектов различного рода, так и их отсутствие. Исследовательница Н. В. Порчайкина в своих работах сформулировала, что «выставка современного искусства – это организованная система «пространство – экспонат – человек», а так же коммуникативное пространство, точка пересечения социальной, образовательной, научной, культурной жизни общества. Проектная модель выставки современного искусства в системе пространство – экспонат – человек может развиваться в трех концептуальных положениях: пространство без границ, живое пространство, замкнутое пространство». Поэтому работа художника с пространством выставки включает в себя не только оформление зала (места проведения), изменение его характеристик или дополнение объектами, но и использование внешней информации о месте, времени и других обстоятельствах проведения выставки как её смысловой части.

Новаторским такой подход к организации выставки мы назвать не можем. Революцией он был в начале ХХ века, когда дадаисты и сюрреалисты размещали работы в том числе на потолке, использовали для входа на выставку «чёрный ход» или заполняли выставочный зал паутиной верёвок для затруднения доступа зрителю к работам. «Писсуар» М. Дюшана показал, что, кроме самой работы, в создании произведения искусства участвуют различные характеристики выставочного пространства: его значимость, институция, где проходит выставка, формальные элементы. Представители последующих течений в искусстве, в особенности концептуалисты, дополнили и обогатили возможности художников в области работы с пространством выставки. Тотальная инсталляция Ильи Кабакова, работы Комара и Меламида, произведения И. Наховой заложили основы инсталляции в нашей стране.

После всего, что произошло в истории искусства ХХ века, игнорирование пространства выставочного зала для художника есть его осознанный выбор. Сегодня даже в Барнауле восприятие стен зала как «белого куба», т. е. отстранённого пространства, временно вмещающего в себе произведения искусства, это лишь один из вариантов работы с выставкой. В данной статье мы проследим 20-летнюю историю выставок с элементами инсталляции в Барнауле, а так же сформулируем причины, по которым современные молодые барнаульские художники предпочитают традиционный формат выставки с экспонированием отдельных произведений работе с инсталляцией.

Первые эксперименты с выставочным пространством в нашем городе принадлежат скульптору Александру Маркину и другим участником объединения «Тихая мансарда» (Н. Лейбгаму, Ю. Эсауленко) . Выставки, дополненные аквариумами, макетами лодок, растениями и другими объектами проводились объединением в выставочном зале АлтГУ (ауд. 208 «Д»). Выставка «Мусорный ветер» в «Темной галерее» также включала в себя не только произведения, но и нехудожественные объекты. С инсталляцией работали участницы творческого объединения «Лилит», А. П. Фризен, Алексей Бирюков и другие авторы. Большое внимание работе с пространством уделяла творческая группа «Д 9». Выставки участников группы (Никиты Петрова, Никиты Канарёва, Димы Филиппова, Алексея Малафеева и др.) не были традиционным показом произведений, а носили характер инсталляций («Глазами мёртвой рыбы» в музее «Город», «Spb/07», «ПРАжизнь», «IDIOT-PROOF» и др. проекты в ПСИ «Открытое небо»). Кроме того, единичные авторы экспериментировали с инсталляцией в разные годы (в основном в ПСИ «Открытое небо») . Последние примеры работы с инсталляцией принадлежат Ивану Дмитриеву («Дверь закрой!» в галерее «Проспект», «Я всегда хотела жить у моря» в галерее «Республика ИЗО»).

Данное перечисление выставок-инсталляций в Барнауле не претендует на исследование истории подобных экспозиций, но позволяет показать, что это не новое явление в местном искусстве и игнорировать его, говоря об искусстве нашего города, нельзя. Далее перечислим причины, по которым подобная форма работы над выставками как цельными произведениями нынешними молодыми авторами производится крайне редко.

1. Проблема ресурсов

Выставки, в которых часть смысловой нагрузки создают освещение, цвет и фактура стен или другое изменение характеристик зала, требуют средств на ремонт помещения. Вложения, соответственно, не могут окупиться, так как значительного увеличения посещаемости за счёт этого не происходит: круг посетителей, для которых важны и интересны подобные проекты, в Барнауле достаточно узок. Для выставочного пространства со свободным входом, то есть ориентированного на продажу конкретных произведений, такая выставка требует особого подхода, так как покупатель заинтересован увидеть произведение как товар в максимально нейтральной обстановке. В государственных учереждениях на подобные эксперименты средства в основном не выделяются.

2. Традиция

Та традиция, которая является доминирующей для российского искусства сегодня, предполагает акцент на самом произведении. Среда, свет, звук в выставочном помещении, а так же любые внешние обстоятельства бытования работ являются вспомогательными, в идеале их должно для зрителя не существовать. Любой элемент выставки существует для того, чтобы внимание зрителя не отвлекалось от созерцания самого произведения. Инсталляция, концептуальные произведения, социальная и институциональная критика на выставке в нашей стране воспринимаются как импортные заимствования, что может являться причиной негативного отношения к подобным экспериментам.

3. Недостаток информации

Не смотря на то, что ознакомиться с принципами работы с пространством, перенять интересный опыт коллег из других городов и стран сейчас возможно каждому, учебно-научной, систематизированной информации на эту тему достаточно мало. В основном речь идёт о работе с экспозицией и дизйном выставочного зала. Любая инициатива в области выставок с элементами инсталляции является рискованным творческим актом и феноменом, который только предстоит систематизировать.

4. Способ мышления молодого художника

Данная причина крепко связана с выставочной традицией, в которой воспитан молодой автор; с образованием, которое в основном направлено на создание станковых произведений; с осознанием невозможности самореализации в отрыве от торговли рукотворными объектами (картинами, скульптурами). Во многом создание инсталляций и выставок концептуального характера было для художников-первопроходцев критикой коммерциализации искусства, протестом против восприятия их работ как товара. Однако в настоящее время в России практически не существует институциональных возможностей существовать такому художнику. Соответственно, такое творческое дерзновение молодого автора должено поддерживаться самой институцией или побочным заработком самого автора.

Работа художника с инсталляцией сегодня поддерживается некоторыми государственными институциями и некоммерческими фондами; частные и государственные выставочные площадки поддерживают художников, которые внимательно прорабатывают пространство своих выставок. Уже более 20 лет в России создаются объединения художников, готовых создавать нечто большее, чем просто экспозиции своих произведений. Однако на данный момент это носит разрозненный, нерегулярный характер. Поддержку получают в основном уже состоявшиеся авторы. Учитывая динамичный характер и разнообразие современной художественной жизни, только поддержка авторов, которым важна работа с пространством их выставок, со стороны институций, и изучение творчества таких художников искусствоведами позволит данному направлению творчества развиваться и повышать своё качество.

Лидия Рыжова

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.