Header Ads

Торжество линии над разумом

В марте 2017 года барнаульскому художнику и культурному деятелю Юрию Эсауленко исполнилось бы 50 лет. Одной из важных сторон его творчества была работа над самиздат-журналом «Графика». Идея издавать «Графику» пришла Алексею Чеканову, Вадиму Климову и Юрию Эсауленко примерно в 1986 году. Основная концептуальная мысль издания — журнал, который можно разглядывать. За всё время существования вышло три совместных номера, а потом, как рассказывает Вадим Климов, в конце 90-х Эсауленко решил издать что-то принципиально новое. Климов уехал, а Эсауленко стал делать свою «Азбуку». Она стала последним сольным номером художника, умершего в последний день второго тысячелетия, в возрасте в 33 лет.
«Графика» — это что? Самиздат, может, самый интересный в визуальном плане среди прочего алтайского самиздата, источник местной визуальной поэзии 90-х. В первых трёх номерах по сотне страниц, рукописных или набранных на печатной машинке. Авторы утверждают, что «”Графика” – печатный орган сибирского филиала “Собрания рукописей”. Вместо хранения рукописей в шкафах и бункерах под сигнализацией мы решили выпустить 1-й сборник копий некоторых рукописей местных авторов». Фамилий в первом номере почти нет: авторы шифровались, сами не зная, от кого. Они самостоятельно приобщились к программе ЮНЕСКО «Память мира», которая занимается сохранением документального наследия. Решили, как и европейцы, публиковать для потомков авторские листы местных поэтов, прозаиков, философов и художников. Третий номер хранит следы рук Натальи Николенковой, Константина Семёнова, Сергея Дыкова, Виолетты Метелицы, Фариды Габдураповой и других алтайских деятелей культуры.

Из воспоминаний Юрия Эсауленко: «Мало было, экземпляров 8-10. Я тут друзьям признавался, что неимоверный кайф испытывал уже оттого, что делал его именно своими руками: вклейки, коллажики, листки собирал, что-то дорисовывал, Леку Чеканова просил чего-то там сделать, Вадика Климова».

В «Графике» и рассуждения о культовым для восьмидесятников Борисе Гребенщикове, и рецензии на уличное граффити, истории про Рериха, Достоевского, чёрный квадрат Малевича и многое другое. Про местных искусствоведов, которых в 90-е душила массовая культура, хотя, как верно подметили авторы «Графики», это были ещё только её первые ростки. Много
— о семиотике. Эсауленко создает чуть ли не свою семиотическую теорию: «Умение строить, оперировать линией привело к знаку, а умение оперировать понятиями, относящимися к этому знаку, привело к азбуке». В «Графике» есть и взгляд авторов на то, откуда взялось искусство: попытка человека понять мироустройство сталкивается с желанием его изобразить. Что касается самих иллюстраций, то там есть всё: от детских рисунков до впечатляющих проработанностью графических листов. Линии Эсауленко — распрямлённые профили его героев, которые начинают общаться между собой. Это уже не поток сознания, и даже не бессознательное, но форма спиритизма, когда художник пытается познать мир интуитивно, мифологически.
Арт-лаборатория «Рыба», члены которой создают «Графику», генерировала художественные проекты, коих сейчас городу очень не хватает. Эсауленко предлагает каждому сделать свой флаг из любых лоскутков, а потом все флаги сшить вместе, расстелить и смотреть на них с самолёта. Ещё была акция «Валенком по Раушенбергу». Из текста не ясно, что она из себя
представляла, но чего стоит одно название. Третий номер озаглавлен как «Информационное издание института современного искусства Сибири»: Эсауленко был готов взять на себя роль создателя целой институции.
Идея создания азбуки уже встречается первых номерах, внезапно среди текстов появляются слова от «А» с толкованиями. Автором текста «Азбуки» назван Жорж Унеско – это псевдоним Эсауленко, где «Унеско» – калька с «Юнеско». Художник радел за сохранение культурного наследия во всех его формах, активно боролся за сохранение Дома Носовича. Структура «Азбуки» простая: А — ангел, Б — бутылка, в — война, и это не просто слова по алфавиту, но попытка найти суть буквы. О чём она? Русский язык не состоит из иероглифов, но никто не запрещает художнику найти их в буквах. И он делает попытку расшифровать буквы, находя логические связи между словами, которые начинаются на каждую из них. Впрочем, читайте сами: все «Графики» лежат в свободном доступе в сети и являются потенциальным источником вдохновения для всех нас. Согласно «Азбуке», «художества — некий продукт, сделанный художником, или нехудожником, потому что только художествами может заниматься каждый, а зубы лечить — только дантист».

Лидия Рыжова

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.