В синем венчике из роз

Маленький, капризный и манерный Ревизор на руках у Городничего — такого алтайская публика точно не ожидала. Аплодисменты, то и дело взрывающие тишину в зале, и очередь в гардероб уже после первого действия — делать выводы еще рано, но не удивлюсь, если этот спектакль окажется самым скандальным и неоднозначным из всех заявленных на фестивале. 

Пожалуй, не найдется человека, не знающего сюжет гоголевского «Ревизора». И без того современный, в постановке Сергея Афанасьева он обретает новую остроту. Городничий циничен до кончиков ногтей, удивительно жесткий, даже пугающий. В конце спектакля он больше похож на дьявола, нежели на человека. А его жена, на каблуках, с прической, «шо»—кающая и «гэ»—кающая, вдруг спрашивает между делом: «Антон, ты курям-то дал?». Чиновники с «ломаными» телами, вытанцовывающие перед Ревизором, с радостью дают взятки. Ну, и, конечно, сам Хлестаков  — почти подросток: капризный, трусливый и наглый одновременно. Он уверен, что все ему должны, стремится взять все сразу, и побольше, глупый и бессердечный. Он судорожно подергивается-пританцовывает, выманивая деньги, лицемерно «фотографируется» с каждым и в конце улетает на вертолете, который небрежно называет дрожками. А все это происходит на фоне покосившихся заборов, старых полосатых матрасов с пятнами, сиротливого мусорного бака и обшарпанного трюмо. И тут становится страшно. Кажется, именно такой режиссер видит современную Россию в целом, и власть в частности. 

Можно быть несогласным с такой трактовкой, можно спорить и даже обижаться, но есть то, чего не отнять даже самым суровым критикам, — великолепная игра актеров! За Андреем Яковлевым, сыгравшим Городничего, можно наблюдать часами! Пластически выразителен, точен в эмоциях, а за сдержанностью угадывается настоящее сумасшествие. Интересна роль Алексея Казакова — Иван Александрович Хлестаков, собственной персоной. Актер с редкой индивидуальностью, типажом и голосом вызывает у зрителя целую гамму эмоций. Так же публика оценила крошечную роль Веры Бугровой: актриса считанные разы вышла в образе служанки Авдотьи, но каждый раз уходила, сопровождаемая аплодисментами.

Что нельзя не заметить — с постановочной группой на Алтае уже успели «познакомиться». Анна Зуева, выступившая здесь ассистентом режиссера, художники по костюмам Любовь Бойкова и Олеся Беселия, хореограф Ольга Плясуля  — все они принимали участие в постановках Молодежного театра Алтая. 

Спектакль оставляет абсолютно противоречивые чувства. Во многом потому, что в конце совсем не остается веры в лучшее. Балом правит нечисть, и везде обман. Так было, так есть и так будет. А соглашаться ли с этим — зритель решает сам.

Маргарита Лукьянова

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.