Header Ads

Возвращение «Летучей мыши»

Театр музыкальной комедии в этом году богат нововведениями: тут и новый директор, и новорожденный «бэби театр» и литературная «проба пера». На самом деле это очень схожие проекты: проба пера как опыт первых театральных рецензий и проба первого посещения театра – и тут, и там человек выступает в новом для себя качестве. Здорово, что в провинции пытаются поднять интерес к непростому жанру театральной критики, театр пошел на своеобразный эксперимент: объявив начало конкурса, могли бы остаться в неприглядном «вакууме»… но поступило более 20 приличных текстов от 12 участников. Радуйся и выбирай, казалось бы, что проще? Но работы оказались приличные, так что жюри пришлось непросто, бесконечная переписка и звонки друг другу, споры и… еще раз споры. В итоге, жюри присудило премии двум участникам: Глебу Полянскому и Марии Воронец (не смогли определиться все-таки окончательно…). Публикуем, как и обещали, работы победителей. 

Возвращение «Летучей мыши»


В 55-ом юбилейном сезоне на сцену Алтайского государственного театра музыкальной комедии вернулась наша знакомая незнакомка: «Летучая мышь». Новый спектакль Константина Яковлева не стремится к нарочитой оригинальности и сохраняет тесную связь с постановкой Владимира Филимонова, не забывая при этом удивлять зрителя. В первую очередь преемственность между спектаклями обеспечивается весёлым и остроумным либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. С их лёгкой руки «Летучая мышь» превратилась в комедию безудержного обмана, но обмана карнавального, благодаря которому горничная может стать баронессой, а жена снова покорить своего мужа, и, к счастью, результаты этих побед не исчезают с боем часов.
Розалинда в исполнении Юлии Башкатовой предстала перед нами именно той непредсказуемой Розалиндой, какую мы ожидали увидеть: уверенной в себе и несклонной унывать. В начале оперетты она является единственным персонажем, которому не нужно никого обманывать, а потому остаётся лишь зрителем на разворачивающемся перед ней празднике фантазии. Трансформация Розалинды начинается в конце первого акта: сначала она невольно идёт на обман, затем осознанно принимает правила игры и становится в ней победительницей. Интересно, что в постановке нашей музкомедии не очень понятно, почему Розалинда поехала на бал. Но кто поспорит против женской интуиции! Юлии Башкатовой в полной мере удалось показать противоречивый характер героини, такой проницательной, когда дело касается её любимого мужа, и такой наивной, когда она сталкивается с Аделью или Альфредом.
Главный герой в исполнении Арсена Митичашвили не самый темпераментный Айзенштейн, которого мы видели, хотя актер уже успел запомниться зрителю ярким исполнением острохарактерных ролей. Впрочем, несмотря на то, что его Генрих достаточно ровно проявляет эмоции, он не теряется среди других персонажей, и лёгкая естественная игра Митичашвили оставляет приятное впечатление. Смена настроений героя в исполнении Юрия Голубева более контрастна, в образе чувствуется динамика, а за легкостью скрывается ощущение, что Генрих в любой момент может взорваться, что и происходит в 3-м акте.
К роли Адели снова вернулась Виктория Гальцева, и похоже, что она не меньше зрителей соскучилась по своей находчивой и озорной героине, по крайней мере, играет она с неподдельным азартом. Адель занимает особое положение в спектакле: она единственная на маскараде не обманута другой маской. В этом плане она превосходит саму Розалинду и, несомненно, является царицей этого бала, как ей того и хотелось. С не меньшим азартом исполняет роль Фалька Дмитрий Иванов. От их дуэта невозможно отвести глаз, даже если не они являются центральными персонажами сцены. Приятно, что линия Адели и Фалька не является дополнительной, и ни в чём не уступает линии Розалинды и Генриха. Обычно в интерпретациях «Летучей мыши» Фальк является инициатором закручивающейся интриги, что не всегда идёт на пользу образу. В постановке нашей музкомедии Фальк не гонится за славой мастера розыгрыша и почти неповинен в том, что Генрих и Розалинда встретились на балу князя Орловского. Дмитрий Иванов превращает каждую фразу в афоризм, одновременно создавая ощущение полнейшей импровизации. Его Фальк знает себе цену, уверен в своих проницательности и остроумии, и, конечно, оказывается в ловушке под стать своему легкомысленному другу.
Другим двигателем сюжета по праву можно считать Альфреда. Побывав на спектакле Владимира Филимонова в 2011 году, я неожиданно для себя открыла этого персонажа в исполнении Константина Яковлева. По какому-то тайному сговору режиссёров Альфред не раз представал в образе псевдоромантического героя. Кроме того, меня терзали смутные и не очень смутные сомнения относительно того, что Альфред ухаживает за Розалиндой исключительно от неумения занять себя делом. Владимир Филимонов и Константин Яковлев убедительно доказали мне, что, напротив, все поступки этого обаятельного молодого человека продиктованы его жизнерадостным характером. Альфред всё делает от чистого сердца, он предприимчив, весел и по-своему честен: всё-таки в тюрьму отправляется из самых благородных побуждений. Ключевым качеством Альфреда в исполнении Виталия Селюкова является скорее нахальство, чем жизнерадостность, но нахальство довольно обаятельное, не оставляющее героя без заслуженной доли зрительских симпатий. Его герой на удивление верен себе, напорист и энергичен, а постоянным зрителям театра хорошо известно, сколько энергии Селюков может вложить в своего персонажа.
Своеобразным камертоном постановки «Летучей мыши» служит семья прокурора. С их появлением на сцену неизбежно врывается гротеск, а оперетта, традиционно требующая лёгкого и доброго юмора, грозит превратиться в фарс. Примирить эти стихии очень трудно, но в новом спектакле баланс найти удалось. Да, экстравагантное поведение Лотты (в моём случае в исполнении Александры Карповой) отличается от манер других персонажей, но главное, что и она, и её родители (Леонид Титов и Лариса Владимирова) - полноправные гости этого праздника, и они также умеют веселиться. Отдельного уважения заслуживает акробатический этюд.
Ну и, конечно, порадуют зрителя директор тюрьмы господин Франк в ироничном исполнении Ильи Зуева и дежурный Фрош в исполнении Владимира Давыдова с его фирменным трюком.
Что касается князя Орловского, то зрители, представлявшие его радушным хозяином, наслаждающимся всеобщим весельем, могут быть слегка разочарованы. Князь в исполнении Михаила Лямина держится отстранённо и явно скучает, хотя безукоризненно выполняет обязанности по отношению к гостям. Его сдержанность оттеняет оживлённость других персонажей, увлечённо примиряющих на себя новые роли, но больший задор хочется услышать в ариях Орловского.
Некоторое недоумение вызывает концовка спектакля, не расставляющая всё на свои места, хотя сюжетные нити ведут к самой благоприятной для героев развязке. По окончании спектакля остаётся непонятным, как Альфред проведёт ближайшие восемь дней. Одно успокаивает: князь Орловский наверняка вступится за своего капельмейстера, только что тогда делать Генриху? Впрочем, если этот вопрос не занимает ни Альфреда, ни Генриха, ни Франка, по-видимому, и зрителям не стоит беспокоиться. А «Летучую мышь» в постановке Алтайского государственного театра музыкальной комедии хочется пересматривать снова и снова, чтобы не пропустить самые интересные страницы.

Мария ВОРОНЕЦ

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.