Header Ads

Зов предков


ВСТУПЛЕНИЕ

Выставка современной скульптуры в Барнауле — явление довольно редкое. Как и создание самого скульптурного произведения: процесс не всегда скорый и легкий. И, хотя в Алтайском крае проживает ряд профессиональных скульпторов, чьи работы пусть изредка, но попадают в поле зрения общественности, на мой взгляд, куда чаще мы, горожане, наблюдая из окон домов или прогуливаясь по паркам, скверам и дворам, можем видеть «псевдоскульптуру», которая широко представлена местным ЖЭК-артом, и прочее убожество, неподдающееся классификации и жанровой принадлежности в виде, например грибочков, собачек, и ангелочков. Не спешат скульпторы упоминать о себе выставками и новыми произведениями, ведь единицы работают в малом формате, еще меньше — в крупном, к тому же могут быть проблемы с транспортировкой, технические сложности, дефицит идей, загруженность частными коммерческими заказами, а может, такое положение дел является следствием упадка специального образования, культуры вообще, её катастрофического состояния, что акты вандализма случаются чаще любых созидательных процессов? Вот и создается впечатление, что едва ли не единственно активно выставляющийся сегодня в Барнауле скульптор, фантазер — это Сергей Мозговой. Городскую среду понемногу, по квадратику, осваивают именитые Эдуард Добровольский и Александр Парфенов. Конечно, есть и другие, куда серьезнее! Старшего поколения мастера, которые внесли свою лепту в алтайское искусство (Михаил Кульгачев, Людмила Рублева, Арам Маилян) и совсем молодые (Александр Куртуков, например). Да, они есть, живут и работают среди нас. Только без выставок, без дел, без постоянной работы и поддержки в лице администрации, города, в том числе материальной, забываются и мастера и их произведения, как прошлое наше так легко забывается, перекраивается и отправляется вместе с памятниками культуры на свалку, уступая место все тем же грибочкам, колесам, бутылкам и чему похуже...
Но теперь ближе к конкретике, поговорим о художественной выставке одного из скульпторов нашего города.

ВЫСТАВКА

14 мая в галерее «Республика ИЗО» открылась выставка современного художника, скульптора Евгения Павлова, приуроченная к 30-летию творчества мастера.
Как пишут в пресс-релизе, «Евгений Павлов — разносторонний художник, который за 30 лет творческой жизни попробовал себя в разных техниках. В основном он работает с формой, скульптурой из различных материалов (дерево, металл, камень), однако на юбилейной выставке представит также произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Евгений Павлов получил художественное образование в студии заслуженного работника культуры А. В. Иевлева. С 1988 года является постоянным участников краевых выставок СХ России Алтайского края, участник фестивалей парковой скульптуры, конкурсов ледяных и снежных фигур в г. Барнауле».
Конечно, далеко не все созданное за 30 лет творчества можно увидеть на выставке, но сформировать представление о творческом методе, поисках и темах мастера вполне возможно.
Помимо широкой творческой деятельности, Евгений Павлов — человек с активной жизненной позицией, свободомыслящий, всегда с ворохом разнообразных идей, задумок, интересующийся историей и культурой русского народа, его корнями, уходящими в глубину веков. Центральной темой произведений Евгения, а, скорее, их центросвязующим элементом является человек. Людьми творится история. В чем сила человека, государства, народа? Автор через искусство приглашает вернуться в тот удивительный мир детства, становления личности, когда мы запускали воздушных змеев, разгадывали звуки природы, убегали в лес и боялись темноты, размышляет о вечной вдохновляющей красоте женского начала, о силе духа и поэзии души. Через героев своих работ художник выражает любовь и уважение к прошлому, проявляет интерес к легендам и поверьям. Отталкиваясь от национального колорита, он приподнимается еще выше и размышляет на общечеловеческие темы, тем самым становясь художником-философом.
Одной из характерных особенностей работ Евгения Павлова является движение, ритм. В таком материале как дерево, с его изгибами, искривлениями, выразительной фактурой, податливостью (мягкостью) через ассоциации, игру самой природной формы, ее пластики, в процессе работы из обычных коряг появляются на свет персонажи, порой сказочные, причудливые, иногда лиричные, камерные, но наполненные внутренней динамикой. Особенно ярко это выражается в работе с металлом (проволока): гнутые, закручивающиеся, спиралевидные линии могли бы также эффектно смотреться на бумаге, но в пластичных конструкциях они смотрятся еще более экспрессивно, словно оживают в пространстве, оставляя под воздействием направленного света красивые и чарующие тени на фоне стены.
Деревянная в стиле примитивизма скульптура «Гостья» — центр экспозиции, она собирает вокруг себя пространство выставки. Это массивная фигура с простым, но со вкусом стилизованном орнаменте на ее немногочисленной одежде и выпуклых формах, огромную голову которой венчает необыкновенный головной убор. «Гостья», африканка царского происхождения, величественно замерла в зале, попробуй посмей сдвинуть её, такую особу! Вокруг нее собирается жизнь скульптур на постаментах — железные конструкции, головные портреты. Перед африканкой на подиуме скопление скульптур малых форм, в том числе декоративно-прикладного характера вроде зубастой с раскрытой пастью чудо-рыбы с огромными, устрашающими с виду усами-подставками для подсвечников.
Минималистичная графика вдоль стен в дополнение и усиление выставки, выполненная всего тремя-четырьмя цветами по тонированной бумаге, напоминает эскизы настенных росписей. Особенно выразителен диптих под названием «Зов предков». Это два абстрактных, почти монохромных листа. Сначала мы созерцаем лишь цвет и вертикальную незаписанную полосу от низа до верха листа, но при внимательном взгляде на эти полосы не сразу, но в какой-то момент отчетливо видим как вырисовывается лик — прообраз наших предков.
Сложно разделять творчество Евгения Павлова по уровню и задачам, но наиболее одухотворенно-выразительно смотрятся на выставке каменная скульптура «Ожидание» (в мраморе), а также «Автопортрет» и портрет девушки под названием «Превосходство» (дерево).
С автопортрета смотрит художник, прожигает и гипнотизирует своим волевым проницательным взглядом. Голова напоминает портретные формы римского патриция, философа и полководца; увеличенный в пропорциях прямой нос, глубокая складка меж бровей, уши оттопырены, крепкая шея: здесь самоирония и одновременно достоинство, духовная сила, понимание собственного предназначения без какой-либо карикатурности. 

В «Ожидании» и «Превосходстве» — портреты девушек в состоянии полусна, грезы, мечтаний. В обеих работах головы под наклоном, глаза прикрыты. Художник не перегружает деталями портреты, все условно, обобщено, работает на образ внутренней красоты и гармонии.
Хорошей профессиональной скульптуры в Барнауле почти не сыскать, еще меньше достойных скульпторов, которых, как и их произведения, нужно знать, беречь и поощрять. Ведь не магазины, не салоны и бутики, не киоски и банки способны вдохнуть жизнь в город и создают его неповторимый облик, но люди, которые тянутся к прекрасному, украшают и умеют это делать через дизайн, архитектуру и в содружестве со скульптурой организуют пространство своего любимого города. Сила скульптора — в умении одухотворить материал и возродить его к новой жизни. Евгений Павлов как талантливый художник и скульптор справился с этой задачей.


Виталий ОДИНЦОВ










1 комментарий:

  1. Виталий, скульптора Куртукова зовут Евгений, если мы об одном и том же человеке...

    ОтветитьУдалить

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.