Сomment sont vos roses простите tomates

«Баядера» опереточная традиция и никто не посягает на ее старомодность. В театре музыкальной комедии это уже четвертая версия спектакля, каждое десятилетие в репертуаре появляется своя «Баядера».
Конечно, это не повторение спектакля, менялись исполнители и режиссеры. Знатоки вспомнили, что Дмитрий Иванов в предыдущем спектакле играл роль Наполеона, а в этой постановке он Луи-Филипп. Сейчас Наполеона ярко за гранью гротеска играет Арсен Митичашвили, его партнерша не менее выразительная Мариэтта, в исполнении Ирины Басмановой, удивительно темпераментная.
Одетту (примадонну) играет, естественно, прима Виктория Гальцева. Впервые она явилась публике в образе платиновой блондинки, что не повлияло на раскрытие образа. Поет она высокопрофессионально.
Актерский состав, хор, балет, оркестр в театре музыкальной комедии работает на приличном уровне, и это давно признано специалистами. Заметьте, спектакль идет в сопровождении оркестра, что придает ему высокопрофессионального веса, дирижирует Сергей Белоусов.
При всей нарядности спектакля, аляповатости разукрашености (художник Алёна Муравьева), постановка чудовищно традиционная. Не в смысле прекрасного опереточного консерватизма, а той устоявшейся традиции режиссера Константина Яковлева, которую он последнее время выдает за представление о «классике».
В этот раз режиссера хватило только на первый акт, при этом спектакль должен идти в трех актах, но режиссер уложился в два.
Первый акт почти безупречен. Хотя появление героини публика не встретила овациями и только вокальные данные впечатлили зрителя и в зале вежливо похлопали.
Все начинается великолепным номером в восточном стиле, интересно развивается на сцене массовка, появляется герой весь в белом золотом расшитом наряде. Надо отдать должное костюмы главных героев хороши, особенно выдающийся фрак Наполеона и блестящие штиблеты. Что-то слабо уловимое в глазах Митичашвили напомнило мне Бобу Касторского (артист Борис Сичкин), но это не важно.
«Всё, пока, нам говорит — первый акт чудесен» Если первый акт получился, и некоторые несуразности не отвлекали, то второй – вобрал в себя все режиссерские штампы, наработанные за 10 лет, и все это видела публика в нашем же театре.
Публика, конечно, аплодирует удачным репликам, удачным хореографическим номерам и спетым ариям. Аплодирует артистам их таланту. Поэтому прощает все лишнее нагромождение на сцене.
А может, и не простит, как известно, современные директора усвоили одну странную формулу успеха – зритель голосует рублем. Это самое страшное заблуждение для искусства и ведет прямо к забвению. Потому что художник, который идет на поводу у публики превращается в никосасофронова.
Режиссер Константин Яковлев привык к сцене, приучил некоторую часть публики к такой оперетте, в которой преобладает эстрадщина в самом ее жутком варианте а-ля машараспутина.
Настроившись на зрительскую аудиторию, способную воспринимать только примитивные приемы, которые в театре почему-то называют классические, режиссер загоняет театр и себя в ловушку, потому что скоро кончится этот зритель. И распространители билетов не смогут продавать их пенсионерам. Поколения меняются – закон природы. Скоро основная часть пенсионеров будет говорить: «Мы выросли на «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Аквариуме», «Алисе» и «ДДТ». Необходимо думать о новом зрителе.
(Я знаю, что всегда будет аудитория, которая выросла на «Ласковом мае», Алене Апиной и «Руки вверх». Это огромная зрительская масса, но не думаю, что образованный режиссер может осознавать себя ее частью).
Если для экономики театра надо ставить так называемую классику, то она есть в репертуаре театра, «Сильва», «Марица», «Летучая мышь», «Принцеса цирка», не так уж давно была «Фиалка Монмартра». Режиссер показал, что может предложить оригинальное сценическое решение в рамках так называемого классического материала, поставил же он спектакль «Труффальдино из Бергамо». Хороший спектакль, любопытные находки, интересные решения.
Говоря о «Баядере» главное остановиться и не начать разбирать все ляпы. Сказать, что режиссеру пора что-то предпринять, чтобы не шагать по наезженной колее, тем более он ее сам себе и накатал.
Во втором акте было так много лишнего, что к финалу режиссер вышел как-то невнятно, как будто ему надоело и он скомандовал: «Хватит».
Ну и хватит.
Приглашенная звезда из «Московской оперетты» Павел Иванов в роли принца красив. Голос хороший, как герой он колоссален. В смысле Колосса, гиганта с полным отсутствием живой пластики. Герой ходит, красиво стоит, поет. Хочется задать другой вопрос об экономике театра: «Сколько он стоит и стоит ли игра свечей?» Но не стану это вопросы другой компетенции.
Добавлю то, что когда солист из Москвы уедет эту роль будет играть наш артист. В спектакле на главных ролях заняты разные актеры: Одетта – Виктория Гальцева и Юлия Башкатова; Принц Раджами – Михаил Лямин; Луи Филипп – Дмитрий Иванов и Илья Зуев; Наполеон – Арсен Митичашвили и Виталий Селюков. Если у Митичашвили был прекрасный фрак и весь образ вполне гармоничен, то костюм Селюкова был совершенно другой, иного фасона и главное – цвета. Что разрушало цветовые отношения в оформлении всего спектакля.Боюсь об этом художник и режиссер даже не подумали.
Хотел же остановиться и не зарываться во все режиссерские ляпы.
Есть определенный зритель и театральные критики, которые не воспринимают оперетту как театр, относятся к ней как к балагану, как к искусству несерьезному и поверхностному, потому что не видят в этой эстрадчине театра, и не говорят об оперетте как искусстве.
Может и мне стоит начать. Но я-то оперетту люблю. И к нашему театру отношусь с глубоким уважением. Случаются неудачи, но когда в этом намечается тенденция. Нельзя молчать. Как там у Хазанова... «я молчать не буду! ... В зоопарке тигру не докладывают мяса!»
Кстати, про тигра в спектакле есть сцена, в которой Наполеон сочиняет как он охотился на тигра, и на пошловатые шуточки, реакция зала была предсказуемой. Премьера в театре музыкальной комедии прошла в тот день когда вся страна обсуждала случай с тигром в барнаульском зоопарке. Да, шутить как-то неуместно по этому поводу, но зал живенько реагировал. Вот она сила искусства, быть всегда актуальным. Не пропускайте премьеры в театре, если не были в театре музыкальной комедии начните со сказок, детские спектакли у них хорошие, есть приличные спектакли и для взрослых. Сходите в театр. Даже у этой премьеры первый акт почти чудесен.
Главное: «Баядера» в нашем театре – это странная история обмана честной впечатлительной молодой актрисы, непонятный флирт простаков, циничность театральных деятелей и полнейшая безнравственность. В оригинальной оперетте Кальмана, либретто к которой написали Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, совсем о другом. Она о любви и невозможности обрести счастье из-за государственных законов, запрещающих женится гражданам разных стран. Раджами хоть и принц Лахорский, но эмигрант в Европе. Сюжет куда круче и актуальнее во все времена, чем вранье театральных воротил, готовых на обман. Вот вам «розы востока».

В. Климов

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.