Header Ads

Иная реальность Ларисы Пастушковой

Искусство художницы Ларисы Пастушковой неоднозначное и сложное. В нём поразительным образом сочетаются эмоциональный и рациональный подход. С упорством старых мастеров она тщательно продумывает композицию, детально прорабатывает образный строй картины, и, в то же время, умудряется дать волю своей фантазии и не загнать себя в рамки и шаблоны. Картины художницы, имея в себе явную и четкую геометрическую основу, производят яркое эмоциональное впечатление за счёт экспериментов художницы в колорите и фактуре. 


Основа её творчества: это глубокий символический подход. Но художница редко использует готовую символику: чаще всего она сама придумывает символы и знаки. Она берет за основу накопленный визуальный семантический багаж, воссоздавая символико-знаковый опыт на картинах в совершенно иных звучаниях, придавая символам новый смысл. Поэтому, её картины всегда кажутся знакомыми, но, тем не менее, на них никогда нельзя увидеть что-то конкретное. Художница играет с нашим символическим опытом. 


Предмет на картине, пройдя путь от первого восприятия художницей в реальном мире, до его отражения на картине, приобретает массу параллельных значений. Становится более символически насыщенным. Например, клумба, изображенная на картине «Клумба Ван Гога (Серия «Арль – солнечный город») на картине имеет дополнительные значения: она стала олицетворением самого художника, также приобрела явные признаки солярной символики. И так происходит со всеми образами. Художница черпает их из реального мира, но, став частью картины, они приняли более сложное значение, отражающее восприятие и внутренний мир художника. 


Или, например, такой символ как зеркало, в картине Ларисы Пастушковой становится отражателем не внешнего, а внутреннего мира художницы. И даже такая, сугубо личная картина, становится отражением не индивидуальности художницы, не личных переживаний, а некой обобщенной личности. Пытаясь заглянуть внутрь себя, она видит там каждого человека, который осмелится заглянуть внутрь себя. В этом зеркале отражаются внутренние архетипические и символические вещи: солнце, горы, храмы. Весь мир – внутри каждого, и художница напоминает нам об этом. Зеркало нас – это зеркало мира. 


Больше всего в картинах художницы поражает та видимая непринуждённая легкость и простота образа, которые, как известно, в искусстве даются с особым трудом. Но, силы, затраченные на произведение, остаются не видимыми для нас, мы видим только готовый, упрощённый и понятный образ, к которому художница, на самом деле, идет очень долго. Абстрактное и символическое искусство, в котором работает Лариса Пастушкова – вещь невероятно сложная. К такому искусству нужно долго и усердно идти, изначально изучив натуру и реалистический подход. И уже после многолетнего опыта работы и долгих трудов приходит постепенное понимание и способность к обобщению, к созданию индивидуального художественного образа, избегая копирования природы.


Безусловно, природа является главным вдохновителем художницы. Но, она не пытается повторить природу, она стремится изучить её и выхватить глазом её первоосновы. То же относится и к её восприятию архитектуры, человека и всего окружающего мира. Она сознательно сначала разбивает окружающий мир на части, выбирая для себя наиболее характерные и важные фрагменты, которые она быстро зарисовывает в свои многочисленные блокноты (она возит небольшие блокноты с собой по всему миру). А потом, в мастерской, перед холстом, создает свою картину - свой микрокосм, впитывая набранный опыт.




Из путешествий, художница привозит массу таких блокнотов и впечатлений. Поэтому у художницы редко бывают одиночные работы, чаще всего она создает серии работ. Это позволяет проработать разные точки зрения на тему, размышлять в неё, открывать разные её грани. Но, тем не менее, серии часто выдержаны в одном настроении, выполнены в одной технике с использованием одинаковых конструкций и основ.



Картины Ларисы Пастушковой очень откровенные и прямолинейные. Несмотря на то, что они сложные, нагруженные и символичные, они сразу цепляют взгляд, в первую очередь в эмоциональном плане. У художницы непревзойденное чувство цвета, а в первую очередь глаз именно это и воспринимает: цветовое пятно. Не обязательно яркое, привлекают именно цветовые сочетания. Глаз цепляется за цвет, и картина начинает погружать нас всё дальше и дальше. В этом и суть абстрактного и символического искусства: на него можно смотреть беспрестанно и постоянно видеть в нем новые слои, новые ходы для мысли. В этом принципиальное отличие восприятия абстрактного искусства от искусства реалистического. В восприятии реалистического искусства всегда есть конечная точка, когда всё становится понятно. Двигаясь от общего к частному, от гештальта к деталям, мы в конечном итоге видим всё, понимаем всё. Абстрактное и символическое искусство дает нам, зрителям больший простор для фантазии. Цвет и линии соединяются в ритмы, их музыка уносит нас далеко-далеко в наших мыслях, и этот процесс может быть бесконечен.


Но, искусство Ларисы Пастушковой, не всегда абстрактно. Часто она использует совершенно реальные и узнаваемые образы: листья, кувшины, лица, фигуры индианок и азиатов. Но она не просто заимствует эти образы у реальности, она создает некие обобщённые символические образы. Рисуя индийских женщин, она чаще всего почти не изображает лиц, а если и изображает, то условно. Создает собирательные образы индианок и индусов, не психологический портрет, а портрет культурологический и ментальный, превращает обычного человека в архетип, у которого нет конкретного прототипа. Так происходит и со всеми остальными «реальными» персонажами и предметами на её картинах. Они не реальны в прямом смысле, они больше символичны и абстрактны, удалены от реальности и являются плодом художественного обобщения. Это не абстракция в чистом виде, без привязки к реальности, это абстрактно-символические мысли художницы о том или ином объекте.



Искусство Ларисы Пастушковой бесконечно и бездонно. Каждая её картина – это огромная работа над превращением повседневной реальности в реальность совершенно иную, знаково-символическую.

https://4.bp.blogspot.com/-HytUuGlIhe0/VnuGQ04d0CI/AAAAAAAACuw/tCA-KZdiLZc/s320/IMG_6159.jpg

Андронова Виктория. 
Куратор выставки Ларисы Пастушковой "Кухня художника" в арт-галерее "Бандероль"

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.