Не бойся, мой замученный Марат

Каждый год в канун Дня Победы в театрах страны мучают Бедного Марата. Прекрасная пьеса Алексея Арбузова о жизни молодых людей начинается в блокадном Ленинграде, продолжается в первый послевоенный год и заканчивается в последний день пятидесятых. Три сложных эпизода. История на фоне переживания взросления, трогательная и многослойная.
В Барнауле к этому Дню Победы поставили два спектакля по пьесе Арбузова.  Полномасштабный на сцене Драматического театра реализовал режиссер Александр Зыков, а на экспериментальной сцене Молодежного театра свою версию представил режиссер-дебютант из молодых актеров Алексей Бурдыко.

Часть первая.
Трудно представить, как три молодых актера будут держаться почти три часа на большой сцене, и меня, зная артистов и пьесу, это настораживало. Но опытный режиссер  Александр Зыков пространство сцены ощущает хорошо, материал знает давно и с этими актерами уже работал.
В первой картине маленькая испуганная девочка потеряна в холодной пустоте, в квартире полуразрушенного дома. Гигантское арочное окно висит в воздухе как тонкая мембрана, отделяющая ее от мира. Лику играет уже популярная молодая актриса Анна Бекчанова. За последние несколько сезонов она сыграла несколько ролей: и младшую сестру, и молодую невесту, и наивную любовницу. Кажется, режиссеры эксплуатируют ее внешнюю наивность, не стараясь раскрыть характер. Отсюда и поверхностное отношение к персонажу. Если юная Лика в первой части еще убедительна, то в последней сцене Бекчанова не смогла стать взрослой, замученной рутиной и нудным замужеством молодой женщиной.
Зыков для смены времен в пьесе использует один из своих отработанных приемов, назовем его послойность декорации. Тут много аллегорий, заставляющих задуматься о времени, которое нарастает судьбой, становясь личной историей, о заполнении пустоты вокруг человека. Это интересный метод конструирования пространства. С каждой картиной в спектакле меняется то самое огромное окно, оно становится меньше, появляются шторки, меняется цвет стены от тускло-серого к мещанскому розоватому. На стене появляются фотографии в рамках, так выстраивается мир.
В этом постоянно заполняемом мире только Марат как рыба в воде. Актер Вячеслав Сысоев крупный, напористый, нагловатый молодой человек, такой типаж, и он точно попадает в роль. Во всех трех эпизодах артист точен, и голодный потерянный  ревнивый  подросток, и молодой победитель-герой войны, и первопроходец-мостостроитель. Сысоев, что называется, работает крупными мазками, размашисто.
Характер Леонидика не прямолинейный, он натура тонкая, ранимая, как говорит о нем Лика. И у молодого артиста-дебютанта Вадима Заики Леонидик таким и получается, его герой нервный, капризный, хитроватый. В Леонидике нет простоты, той, что есть у Марата. И Леонидик приспосабливается, даже жалеет себя с выгодой. Он не наивный, избитый жизнью поэт, он  присоседивается, втирается в жизнь. Только в финале, уходя, он оставляет надежду на то, что осознал и понял. С первого раза я не разглядел артиста, отвлекала его скованность, выразительно нудноватый голос.  Нужно было приглядеться, чтобы понять, и я два раза посмотрел спектакль. Есть у актера интересная пластика, есть умения, только пока он несколько зажат.
В последние дни много говорили о войне, о понимании трагедии, о новой мифологии, о восприятии войны молодым поколением, на которое рассчитан спектакль.  Надо понимать, что ветеранов пригласили один раз на этот спектакль в канун 9 мая. Спектакль  дальше должен  жить для другого зрителя. Показалось, что молодежь от 16 до 20 не понимала ни эпохи, ни даже любовной линии. Все для них было неинтересным, программное посещение театра в рамках празднования Дня Победы. Вот это меня беспокоит, трудно быть актуальным, искренним и вписаться в рамки современной идеологии.
Потому что  фраза Арбузова, сказанная Леонидиком («Ты пьян победой больше, чем полагается, детка. Бойся похмелья... Знаешь, что опаснее всего для победителя? Унаследовать пороки побежденного») сегодня звучит как предупреждение. А его почти никто не услышал.
Часть вторая  
В молодежном театре творчески экспериментировали по пьесе «Мой бедный Марат». Назвали спектакль «Война, беда, мечта и юность…». Молодой режиссер Алексей Бурдыко решил, что это будет драма в двух действиях. Он не стал ставить финальный эпизод, где герои уже взрослые 35-летние люди. Понимал, что молодые артисты не смогут его сыграть, а другого решения он не стал искать. А вот юность, ревность, любовь они сыграли интересно. В этом спектакле Лика (Анастасия Лоскутова) и правда ребенок, которому только исполнилось 16. Настоящей наивности так много, что в следующей части, где героине уже 20, актриса так и осталась ребенком. И это тоже интересно. Дает повод для новых размышлений. Ее герои, Марат и Леонидик, — равные, они не разные, как написано у автора, один резкий и живой, другой почти противоположность. В этом спектакле они соперники, Марат несколько простоват и его враньё — обыкновенная мальчишеская бравада, а Леонидик — напористый маленький танчик, который лезет напролом. Видит, что под гусеницами гибнет что-то важное, но лезет, потому что ему надо. Полноценный эгоизм влюбленного, способного только желать, выживать за чужой счет. Не думаю, что режиссер и актер именно так хотели показать Леонидика, но так получилось. Марат (Андрей Потереба) показался немного неуверенным, хотя был убедительным. Леонидик (Игорь Черепанов) оказался интересным артистом, кстати, он артист Театра драмы, и как-то непонятно, почему драмовский актер занят пусть даже в экспериментальной постановке другого театра.
У Арбузова пьеса задумана как диалоги в трех частях и режиссеры часто не замечают этого важного уточнения, пытаясь наиграть историю. Если у заслуженного режиссера Зыкова получилось развести действие, сделать его интересным, то дебютанту Алексею Бурдыко хотелось так много нарежессировать, что он настроил лишнего.
Посмотрев два спектакля в разных театрах, я подумал, что Леонидик — отрицательный персонаж. Может, время так влияет. Лет 15 назад мне так не казалось.
У пьесы «Мой бедный Марат» есть второе название: «Не бойся быть счастливым». Если спектакль не ставить в канун праздника День Победы как программно-идеологическую постановку, то это удивительно непафосное произведение. История не о войне, а о несчастной любви, с хорошим концом. Никто не умер, герои обрели свободу и любовь.

Вадим Климов

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.