Шагай в ритме вальса

Фестиваль курсовых и дипломных работ «Шаг» в Театре Музыкальной комедии не в вписывается в общую концепцию театрального пафоса, который любят разводить у нас в последнее время. Потому что это не отчет о проделанной работе, а сама работа. Фестиваль «Шаг» – рабочий процесс, у которого есть четкие задачи. Театр Музыкальной комедии при поддержке краевой Администрации проводит фестиваль как смотрины, театр постоянно нуждается в пополнении труппы, потому что артисты музкомедии – это редкие специалисты.
Уже в третий раз театр идет на серьезный шаг, приглашая в Барнаул студенческие коллективы из специальных учебных заведений. В этом году это были Красноярский колледж искусств, Кемеровский университет культуры и искусств,  Омский государственный университет и Алтайская академия культуры и искусств. Еще раз повторю, все участники – студенты разных курсов, но показывали работы, поставленные педагогами. Поэтому говорить о высоком мастерстве пока рано, и все же о каждом спектакле я скажу, но позже.
Дело в том, что вокруг фестиваля случилось несколько важных для театрального пространства событий, они должны серьезно повлиять на театральное пространство. Первое – это круглый стол  на тему: «Театр и образование в Сибири: опыт и перспективы взаимодействия». Участвовали ректоры местных вузов Сергей Землюков, Галина Буевич и ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Князев. Помимо них были заведующие кафедрами, авторитетные педагоги, начальник управления по культуре Алтайского края и директор Театра Музыкальной комедии Роман Ильин.
Думаю, что он, понимая всю сложность современного состояния театра, стал инициатором этого разговора. Мне показалось, что за общим согласием (а все стороны высказывали желание сотрудничать) скрываются противоречия, которые педагогическая бюрократия не желает преодолевать, отстаивая свои интересы. Круглый стол как раз и обострил эти противоречия, но реальные предложения от ректора театрального института им. Б. Щукина, известного артиста Евгения Князева, дают надежды, что процесс пойдет. Князев в этой ситуации выступил как крупный, авторитетный руководитель из столицы, и вечный провинциальный местечковый скептицизм поколебался. Например, активность ректора Землюкова, который поспешил подписать серьезный документ о сотрудничестве Алтайского государственного университета и театрального института им. Б. Щукина. В последнее время ректор АлтГУ проявляет особую активность в культурном поле: недавно был организован культурный кластер, в который вошли музыкальный колледж и Театр Музыкальной комедии.
Вся эта университетская напористость отбрасывает тень на академию культуры, заставляя делать ответные шаги. При этом нужно понимать, что любая несанкционированная энергичность в Управлении по культуре края воспринимается с энтузиазмом, но насторожено. Бюрократия – это вам не кренделя разные ногами выделывать. Было заметно, что начальник Управления все понимает: и назревшую необходимость, и непростой путь реализации проекта по оживлению образовательного процесса в сфере искусства. Одно дело объявить о создании кластера, а другое дело – рабочий процесс и результат.
Директор Театра Музыкальной комедии в настоящий момент осознает, что театр при хороших показателях находится на задворках административного внимания, губернатор несколько раз был в театре, но о ремонте, о финансировании предпочитает не говорить, озвучивая в первую очередь проблемы театра кукол. Зато в последние годы в отчете краевого Управления Театр Музыкальной комедии серьезно подвинул флагман алтайского театрального искусства – Театр драмы.
Таким образом, в настоящий момент фестиваль «Шаг» – это болевая точка, преодолев которую можно или перейти на новый качественный уровень, или медленно загибаться. Кажется, все это понимают, но так медленно шевелятся, что директор театра Роман Ильин вынужден всех торопить.

Теперь о спектаклях, членах жюри.
Первыми на сцену вышел впускной курс хореографического факультета Алтайской государственной академии культуры и искусств (специализация – современный танец). Режиссура, хореография: Дмитрий Голубев, Ольга Вернигора.  Они показали пластический спектакль в 1-м действии «Параллели». То, что сегодня принято называть «современная хореография», чем-то похожа на современное изобразительное искусство, где есть особый взгляд художника на концептуальность искусства вообще.  Весь этот балет, наполненный сложными хореографическими фигурами,  ускользает от зрителя, который теряет смысл происходящего, не понимая сюжет и аллегорические измышления авторов.  У спектакля есть в программке небольшой текст от авторов, который трудно понять целиком, но одна фраза, вынесенная в подзаголовок, звучит странно даже для танцоров: «Параллели пересекаются, когда меняются точки зрения». Дорогие авторы, параллели не пересекаются никогда, даже в состоянии измененной реальности.
(Я вернусь к обобщению тенденций в современной хореографии).
Спектакль отмечен диплом «За поиск образного хореографического решения».
Специальный диплом «За танцевальный дуэт» отдан солистам Юрию Злобину и Надежде Шишигиной.

Далее была работа студентов 3-го курса Омского государственного университета по специальности «Актёрское искусство» специализации «Артист драматического театра и кино». Спектакль «Незнакомцы среди нас» по пьесе Аарона Бушковски. Очень серьезный материал, в котором затрагивается острая тема существования больных с синдромом Альцгеймера. Спектакль неоправданно затянут, актеры живут отдельно от темы, настолько далеко от персонажей, что хочется спросить педагога и режиссера Елену Яркову: зачем? Вы не видите, что эта работа в таком виде разрушает  интерес студента к театру, или это провокация педагога, которая должна заставить студента задуматься о своем месте в искусстве?  Попытка назвать спектакль «почти мюзикл»  все только усугубляет. Музыкально спектакль не выстроен, местами нелепый, у членов жюри он вызвал много вопросов.  Было неудобно за студентов, поставленных мастером в такое неловкое произведение.
Диплом «За попытку открытия актуальной темы» .

Красноярский колледж искусств привез на фестиваль молодежный мюзикл «Новогодний детектив».
Я видел много разных новогодних сказок, хороших и не очень. Сразу признаюсь: эта не очень. Наиграно, кощей говорит со странным акцентом в образе Мерлина Менсона. Собака, Кошка еще как-то выглядели природно-сказочно, то есть были примитивно привычными. Баба Яга и ее внучка  выделись актерскими излишествами. Бедные дети на новогоднем утреннике, они же конфетой подавятся от такой игры. А с другой стороны, если представить гастроли перед новым годом по селам и малым городам Красноярского края, то эта сказка – вполне готовый материал. Обыкновенная ДК-сказочка.  Надеюсь, студенты понимают, что это пока недоработанный спектакль. Учитесь и работайте. Педагог курса Василий Вавилов  тоже понимает, в этот раз что-то не получилось.
Диплом «За комплексное освоение сценических навыков».    

Кемеровский государственный университет культуры и искусств прислал на фестиваль Ансамбль современной хореографии «Вечное движение». Они показали три произведения: «Клетка. Зарождение», «Знамя победы», «Кухня. Эпизод из жизни». Стоит сказать о каждом номере. «Клетка. Зарождение» – многозначительный концептуализм, сложный хореографический язык, которым авторы пытаются говорить о глобальном, о сущности бытия человеческого.  И эта абстрактная композиция быстро становится скучной, потому что это – набор акробатических упражнений.  Много обнаженных тел, поддержек, ползанья по сцене и в финале появляется ощущение реализации на сцене «недокамасутры» со знаком 12 плюс.
«Знамя победы» – агитационный номер со всем набором штампов, встречающихся в советских и постсоветских постановках. Это не было художественной откровенностью, было понимание того, что это поставлено к дате. Только не надо меня обвинять в либерализме. Если уж взялись за патриотическую тему, делайте так, что бы ни один интеллигент в очках и шляпе даже пикнуть не смел по поводу творческой искренности и невысокого художественного уровня. Не переигрывайте в любви к Родине. Не допускайте фальши.
«Кухня. Эпизоды из жизни». Номер показался сдержанным, наполненным смыслом произведением, в котором хореография – метод повествования, а не самоцель. Все было понятно, доступно и хорошо исполнено. История обыкновенная, но  художественно осмысленная. В этом спектакле было все гармонично: и идея, и движение. Было придумано много оригинальных моментов: юбки как половые тряпки, стулья, стол, все это работало, а сцена с лыжами – яркая, интересная находка, в которой видено режиссерское мышление.
Диплом «За высокий художественный результат и профессионализм в освоении хореографического языка»
Специальный диплом «За создание целостного художественного образа в спектакле «Клетка. Зарождение»        
   
И теперь уместно сказать о современной хореографии. Это сложный процесс, поставленный в непростые условия. И условия эти созданы самой системой образования.  Как мне это видится? В городе, где отсутствует классическое хореографическое училище с традицией и задачей готовить артистов балета, существует ряд танцевальных студий и кружков разной направленности, это так называемые народники и современники. Дети, а в основном это девочки с 6 до 16 лет, пляшут и танцуют, их хвалят родители, которые платят за занятия, чтобы их принцесса занималась девичьим делом, вышивать нынче немодно.  Хвалят педагоги, потому что родители платят. Приходит время выбирать, в какой институт поступать, и самые преданные искусству танца выбирают институт культуры. В это учебное заведение, в принципе, берут всех, так как большая часть поступает на платной основе. Кто же откажется за деньги учить современному танцу девочку без талии. Учиться бальным танцам она не пойдет, это серьезная подготовка и почти спорт. Балет – это отдельная история и у нас его нет, а модерн – это искусство концептуальное. Поэтому на сцене девочки, которым педагоги не могут сказать: «Вы бы не ели на ночь пирожных». И, как следствие, появляются выпускники института, которые в театр не попадут и пойдут открывать свой кружок танцев. Специальность у них есть и нужно зарабатывать деньги. Вот такое фуэте.

Еще один спектакль. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Выпускной курс, руководитель – Николай  Вязигин, «Ах, люди, милые люди, здравствуйте...». Спектакль из трех рассказов Василия Макаровича Шукшина. Спектакль существует давно, то есть в этот спектакль педагог вводит новых студентов. Мне это напоминает историю тех режиссеров, которые в разных городах ставят один и тот же спектакль. Когда-то я относился к этому отрицательно, теперь же вижу, что в этом есть что-то интересное. Любопытно режиссеру видеть как разные артисты существуют в спектакле. Со спектаклем Вязигина примерно такая же история. В этом спектакле есть несколько интересных артистов, которые убедили жюри в своем профессионализме. Отдельно говорить про спектакль не стану. Я видел его несколько раз. Будет возможность – посмотрите, когда ни-будь у Вязигина будет новый курс.
Диплом «За высокий уровень профессиональной подготовки и актерский ансамбль»
Специальный диплом Павел Козаченко и Дмитрий Жидков «За создание сценического образа», Александр Хитров «За создание сценического характера в эпизоде»

Особая гордость – жюри фестиваля. Председатель жюри  Евгений Князев –  российский актёр театра и кино, театральный педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина. Серьезный, авторитетный профессионал.
Лариса Долгачева – главный специалист кабинета музыкальных театров СТД РФ.
Анатолий Ахреев – доцент кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС), кандидат искусствоведения (г. Москва).
Елена Дунаева – Доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой искусствоведения Театрального института им. Б. Щукина
Олег Пермяков – заслуженный деятель искусств, доцент кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства Алтайской государственной академии культуры и искусств  (г. Барнаул)
Жюри при всей своей снисходительности к представленным  работам ответственно отнеслось к своим обязанностям, все спектакли были серьезно разобраны.  Главное понимать, что такое представительное жюри сыграло значительную роль, повлияв на театральный процесс, о котором я говорил в начале. Если бы не Князев и Дунаева, было бы намного сложнее поднять тему подготовки студентов в местных вузах. А это, как я уже говорил, сегодня и есть сверхзадача.
Финал.
Видно, что организаторы фестиваля подкрадываются к проблеме подготовки кадров для музыкальных театров на цыпочках, но понимают, что надо широко шагать, бежать к поставленной цели, потому что уже опаздывают и могут не успеть. Творческих успехов.
Непонятно, почему ректоры университетов участвовали в работе фестиваля, а студентов в зале на просмотре не было. Спектакли-то интересные, было на что посмотреть. Не КВН районного масштаба.

Вадим Климов











Фото Виктории Паршковой

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.