Фотографический бум, бум-тарарам

Мне знакомы многие прекрасные фотографы Барнаула, в первую очередь они фотокорреспонденты: Брязгин Борис Петрович, Садчиков Виктор Михайлович, книги которого в приличных домах стояли в книжных шкафах не корешками, а лицом.
Каспришин, Налимов, Волобуев, Богданов, Хаустов: я могу продолжать ряд имен,  друзья, простите, кого не назвал. Вы понимаете, старые газетчики – это высший класс, аристократы, можно сказать.
Потом появились специалисты в рекламной фотографии: Моисеенко, Вдовин и пошло-поехало, появилась плакаты, календари и даже глянцевые журналы.
Но есть параллельный мир фотографии, который мне почти не знаком. Первый раз с коммерческой фотографией я столкнулся в Горном Алтае. На Телецком озере в восьмидесятые фотографы со скоростью пулемета днем снимали туристов на речке, на камнях, у водопада, вечером печатали и сразу продавали.
Оказывается, всегда были свадебные фотографы, с ними я столкнулся не так давно, лет 10-15 назад и понял, какая это особая эстетика на грани пошлости. И вот на моих глазах появилась индустрия.
У свадебщиков есть даже гильдия, появились фото в студии с выгородками ко дню влюбленных, к новому году, с камином, с диваном, с пёсиком.
В городе на 700 тысяч населения десяток фото школ. Как говорит одна знакомая, «уже легче заработать на фотошколе, чем свадьбы снимать».
За последние годы мы не смогли вспомнить крупную фотовыставку в Барнауле, кроме «Плейбой» в зале Союза художников, привезенную Артемием Троицким в начале двухтысячных.
Небольшие персональные выставки случаются часто и не только в галерее «Республика Изо» где было уже несколько таких выставок: Сергей Усик «На склонах Алтын-кёль», Александр Ясантас «Я удивлен», Станислав Альтер «Сереброродины», Дубровский с ретроспективой.
Помню, отличная была выставка Короткова в музее «Город»: «Исчезновение и появление Никольской церкви», очень непростой проект. Прекрасно прошла несколько лет назад выставка Волобуева в галерее «Универсум».
Александр Провоторов, фотохудожник-путешественник, в последний раз выставлял свои работы в краевой библиотеке. Была выставка Владимира Савченко с каким-то замысловатым проектом. В галерее «Проспект» случались хорошие выставки: Лебедев, Подусенко и некоторые другие, так что процесс идет.
Есть уважаемые  мастера Литовкин, Хайтман, Эбель с птицами и другие, всех не перечислишь.
Даже какая-то профессиональная школа есть, все еще работает Колледж культуры, в Академии гостеприимства есть специальность «реклама», и это единственные студенты, которые активно принимают участие в выставках. На их счету, благодаря активности педагога Павла Кривошеева, несколько оригинальных проектов: «Лица похожие на свои мысли», «Части тела», «Стратегический запас» в рамках проекта «Тотальная Сибирь».
И все, господа.
В целом-то полный крах. Написал много букв, как обширен мир фотографии и в конце за свое – крах!
Открыв выставку «Пространство Сибирь», я понял: фотоаппаратов много, фотографов способных мало.
Фотография как искусство, особенно документальная фотография, умирает в Барнауле, уходит вместе с поколением. Их место занимают социальные сети и кривые фотосессии озабоченных девиц.
Я пригласил студентов-журналистов и уважаемый педагог сказал, что может организовать 40 китайских студентов, а наши не пойдут, им неинтересно.
Кому интересно смотреть, как мы живем в Сибири, приходите: эта выставка именно о том.
В экспозиции более 600 работ, 211 авторов из 25 городов Сибири, несколько специальных проектов.
Сибирь красивая, но страшная, она неухоженная, не отредактированная губернскими фотографами на сайте администрации. Она не позитивная, потому что жить тут в современном понимании некомфортно.
Люди, освоив Сибирь, так и выживают, чтобы Россия прирастала.
Наши дома некрасивые, наши дороги непроезжие. Сибирь прекрасна там, где нет людей.
Выставка «Пространство Сибирь» – это жестокая реальность. Прекрасный русский реализм, никакого авангардизма и концептуализма.
«Пространство Сибирь» в «Республике Изо» – сплошная левиафанщина, такова правда жизни.
Красота. Небо, горы, реки, поля это родина моя. А люди?..

Воспоминания. У папы был фотоаппарат ФЭД, мне давали фотографировать. Помню чудесный кадр: петух в пыли на деревенской дороге. Когда подрос, к 5 классу мне купили очень простую камеру Вилия-авто, чуть лучше Смены 8.
И я записался в фотокружок в Доме пионеров. Через год мама подарила Зенит Е. Это была очень серьезная техника, потом была Minolta, мыльницы Kodak, цифровой аппаратик в 5 мегапикселей и даже  зеркалка, но все это уже было не интересно.
У меня давно приличная видеокамера.

В. Климов


Анастасия Плотникова, г. Томск


Олег Укладов, г. Барнаул


Елизавета Дрёмова, г. Новосибирск


Александр Патрин, г. Кемерово


Ирина Брестер, г. Красноярск


Киселёв Максим, г. Кемерово


Укладов Олег, г. Барнаул


Станислав Жерносенко, Барнаул


Киселёв Максим, г. Кемерово


Никита Скорохватов, г. Иркутск


Елена Аносова, г. Москва. Из серии "Дед"


Бао Хынг Нгуен, г. Томск


Рубин Гайнутдинов, г. Томск


Александр Бендюков, г. Новосибирск


Павел Лимонов, г. Красноярск


Ирина Брестер, г. Красноярск 


Станислав Жерносенко, г. Барнаул


Александр Бендюков, г. Новосибирск


Рыжкова Анна, г. Красноярск


Павел Мирошников, г. Новосибирск


Киселёв Максим, г. Кемерово


Рима Саргсян, г. Новосибирск


Мария Аникина, г. Томск


Александр Бендюков, г. Новосибирск


Рубин Гайнутдинов, г. Томск


Антон Петров, из серии "Диксон"

9 комментариев :

  1. Анонимный17.04.2015, 15:08

    Климов, сбрей усы, они тебе не идут!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный18.04.2015, 13:41

    Не трогай усы. Они тебе идут.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный17.05.2015, 22:08

    Таки последовал совету и посмотрел это нагромождение. Еще раз повторюсь - жаль, что по этой выставке нет площадки для содержательной дискуссии. Жаль потому, что фотография, как оперативное искусство в этой выставке отразила ту катастрофу, тот системный кризис,что парализовал нашу культуру.
    Это не реализм. Это полтора десятка избитых штампов, которые организаторы, как мусором забили все выставочное пространство. Это то самое "красивенькое".
    И самое главное, что эту выставку смело можно называть - "Без людей". Фотографы убедительно показали, что современное искусство больно социофобией. Оно страшится отражать мир человека. Жуткая выставка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "без людей"? вы точно были? точно смотрели? там несколько серий именно про людей

      Удалить
  4. Анонимный21.05.2015, 5:25

    Вот-вот, организаторы выставки мыслят точно так же предметно-образно, раз есть на картинке человек среди коров, то значит и фотография - про человека.... и коров. Еще раз подчеркну, что выставка отражает лишь миро-воззрение фотографов и кураторов выставки, а оно находится на самом примитивном уровне. Ни первые не вторые не оказались готовыми к профессиональной рефлексии и показали нам свое "красивенькое", только вывернутое наизнанку. Они, к сожалению, не понимают, что культура - это показ внутреннего мира человека, что человек не декорация к коровам или заброшенного двора. И современный фотограф оказался не способен к контакту с этим самым внутренним миром.
    И фотографы пост-советского розлива, о которых здесь столько елея разлил автор, как раз отлично вписались бы в эту Выставку "Мертвой Сибири", они такие же - ни лучше, ни хуже. Начиная от первых перестроечных полетов на воздушном шаре, до кончая моисеевской шутки с медведем( что, кстати автор статьи с любовью тиражирует в своей передаче, но благо он хотя бы иронизирует над чиновничьей дурью - Алтай - пуп земли).

    Современный фотограф ( и его куратор) оказался глуп, труслив и болен. Эскапизм - вот ядро заболевания. Они все оптом трусливо сбежали, и такое чувство, что даже не понимают этого. Назвать собрание штамповки - проектом и ощущать себя офигенным "профессионалом" - мало, практически ничто. А вот продемонстрировать нам заболевание общества профессиональной группы - в самый раз. Вот мы с интересом изучаем эти рисунки больного. Они любопытны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Один из фотографов21.05.2015, 9:50

      А вот у меня такая Сибирь! Без людей! Только природа и постсоветские руины! Это значит что моя Сибирь не правильная? Вы считаете что Сибирь - это портреты людей? А я считаю что Сибирь - это природа! Плотность населения Сибири примерно 2 человека на 1 кв.км. Люди, ау! Нет людей!

      Удалить
  5. Анонимный22.05.2015, 5:55

    Ну, тут ничего нового нет, даже скучно от ваших фрейдовских замолотов. Раз два человека на гектар, так индульгенция для доблестных фотографов выписана. По вашей логике всей вашей выставочной компании покупаем один телескоп и фотографируйте луну. А между прочим Алтай, как юг Сибири один из самых густо заселенных регионов, однако в позиции фотографа от этого обстоятельства мало что меняется.
    Еще раз подчеркну - гражданская трусость главная отличительная черта современного фотографа. Но это совершенно отдельная тема, она даже не о фотографах, а о всех нас - о конформизме, что дорого будет стоить уже следующему поколению. И хвалясь тем, что вы снимаете пост-советские руины, вы как минимум опоздали лет на двадцать. Это нужно было тогда. А сегодня почти создан человек новый, человек-зверь кое-как вписанный в патологический капитализм, вот где нерв. А вы природа. природа. Понятно, что толпам фотографов на лужайке совсем спокойно и безопасно пастись и жевать траву. (Кураторам выставки совсем неплохо бы ее сделать символом сезона)
    И еще один штрих к этой примечательной выставке, но он важен. Вот сто к одному, что все фотографы, все до единого гламурщики, придворщики и свадебщики. Все они певцы и поэты и отпотевшего сыра и пенного пива ( и кураторы до кучи к ним). Вся эта хрень, что выставлена на выставке, все, что они наваяли, не более, чем защитная реакция организма. Есть такой факт - потребность в анти эстететке, в грязи от исбыточной стерильности. Этак идешь по улице - Ив Сен хвостан, Рив галош, а тут хрясь - Обжорка и Сытный. Куда пойдет фотограф после трудового гламурного дня? Угадайте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Один из фотографов25.05.2015, 9:23

      Повторюсь ещё раз. Если вам нравится снимать портреты, то в этом вам никто не мешает. Непонятно зачем вы пытаетесь навязать свою точку зрения. Снимки на выставки были абсолютно разные, мне кажется что вы зашли в зал, окинули его взглядом и ушли...
      И что-то мне подсказывает что вы вообще не фотограф, так что и разговор продолжать с вами ни к чему.

      Удалить

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.