НеСерьезное искусство


Не хочется называть Саню Закирова художником "современным", не вяжутся никакие шаблонные термины с его личностью и его искусством. Не хочется, но придется. Просто, он из таких художников, которые в современность не просто вписываются, а которые ей питаются, за счет нее существуют. Хватают ее по кусочкам, перерабатывают в своем художественном теле и выдают нечто, ее содержащее, но совершенно иное по значению. Искусство несомненно, но искусство не простое, сложное искусство, трудноперевариваемое.
Нет, оно вполне простое с виду, смешное такое, забавное. Образы всякие узнаются из мультиков, фильмов. Но, есть за всей этой СМИшной шелухой - мысли, идеи, обобщения, которые не сразу видны. И ты будешь искать, искать и самое интересное что никогда не найдешь. Потому, что мысли твои постоянно будут меняться, наслаиваться друг на друга, как на картинах художника. И дело не в количестве персонажей, а в какой-то метафизической связи между ними. На первый взгляд связь эта совершенно абсурдная и никакой логике не поддается. Но, всматриваясь в эту мишуру из звезд шоу-бизнеса, политиков и мульт-героев, начинаешь находить общее между ними, и в конце-концов приходишь к пониманию, что они неотделимы друг от друга,  что на самом деле они часть одной медиа-культуры, одного теле-интернет-пространства. Того пространства, которое формирует тебя, влияет на тебя, даже если ты сам того не желаешь.

В работах Сани Закирова все эти медийные персонажи не только формируют собственную среду обитания, они комфортно в ней существуют, общаются, ссорятся, что-то друг другу доказывают, живут яркой социальной, политической жизнью. У них серьезные лица, они гордо, смело и ясно выражают свои мысли. Но, к ним нельзя относиться серьезно, они изображены в мультяшной, гротескной форме и то, что они нам говорят на самом деле смешно. Но смешно не потому, что глупо, а потому, что неожиданно. Самая суть юмора художника и проявляется в связи изображения с литературным текстом, в которой в яркой форме проявляется эффект «разрыва шаблона», эффект неожиданности от связи увиденного и прочитанного. 

Нельзя не сказать о том, что в техническом плане у Сани Закирова есть своя манера. И дело не только в том, что у него есть определенный круг персонажей, кочующих из работы в работу, но и в том, как эти персонажи прорисованы. Некоторые из персонажей довольно  лаконичны и  угловаты,  они выполнены в стиле советского агитационного плаката. Они часто дополнены яркими, броскими надписями, призывающими к чему-то, пропагандируя.  Но, кроме стиля изображения и агитационного посыла от советского плаката ничего не осталось. Теперь "герои дня" это медиа-лица: политики, мульт-герои, и говорят они теперь что-то абсурдное, ироничное, а порой и просто смешное. И не важно, как мы будем к ним относиться, серьезно или нет, они уже сами часть медиа-шума, их нужно просто воспринимать как данность.

Искусство Сани Закирова с виду не серьезное, и даже более того: смешное, абсурдное, нелепое. Но, оно способно менять представление о вещах и смыслах, способно расширять границы наших представлений, изменять нас изнутри. Оно способно наполнить нас новыми смыслами и связями, такими же бесконечными, как оттиски его работ.

Открытие выставки А.Закирова "Мульти Макулатура" пройдет в Арт-галерее "Бандероль" 21 января в 17:00. Выставка продлится по 15 февраля. 
                                                                                    
Куратор выставки, Андронова Виктория

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.