Сюита


Мысль о том, что красота выразима не только в формах подобия видимой реальности, известна со времен Платона. Транспонируя идеализм античного мыслителя в область художественного мышления, следует заметить, что последнее не единожды обращалось к созданию своей собственной реальности, формально несовпадающей с предметностью окружающего мира. Точнее сказать, искусство это и есть созданная на основе определенных представлений о реальности другая, иная реальность. Вопрос в том, какими средствами выражается ее сущность.

Миметически невыразимые проблемы человеческого бытия, требующие рефлексии искусства, проявлялись с древних времен. Имитация узнаваемого предметного мира не покрывала собой всего спектра потребностей искусства. Осуществление художественной идеи вне подражания видимой реальности случилось как осознанная необходимость на определенном этапе развития человеческого сознания, в период осознания им своей обособленности от коллектива, сложения индивидуальности.

Степень отвлеченности от подражания, освобождения от предметности в каждую эпоху была различна. Экскурсы в абстракцию случались даже в самые подверженные мимесису времена.

Если перейти на обыденный язык, то можно сказать: потребность поделиться радостью или болью со зрителем, успокоить его, поднять настроение или вызвать раздражение, гнев, а также спровоцировать его на более сложные чувства сочувствия, жалости, сомнения, зависти и т.д. существовала всегда, и реализовать ее можно не обязательно используя язык предметных форм или известных зрителю своим значением форм символических. Язык цвета и формы, отвлеченной от предметности, доступен всем и не требует предварительного изучения.

Среди апелляций к различным формам абстракции в работах Анастасии Алдошиной доминируют реминисценции Мондриана. Однако, это не сводит весь представленный опыт к попытке доказать, что невладение академическими художественными навыками не является препятствием для творчества, что так может каждый. Творчество не может быть абсолютно безлично. Эмоциональный заряд каждой работы также индивидуален, как узнаваемая манера, почерк, рука искусно владеющего ремеслом художника. Гармония или конфликт цвета, пластических форм порождают образ в пространстве плоскости; взаимодействие цвета с плоскостью – от ее подчеркивания до возможности прорыва в иллюзорную неизмеримую глубину, линейный ритмический строй или его отсутствие – все это проявления индивидуальности, передаваемые художественными средствами универсального языка абстракции и создающие эмоционально окрашенное поле восприятия, доступное каждому.

Абстракция более доступна для восприятия, чем миметические формы искусства. Она не требует, например, знания литературного сюжета, заложенного в основе живописного образа в русской реалистической традиции; она не предполагает владение языком символов средневекового искусства; не обрекает на неприятие образа постмодернистского опуса из-за незнания источников его аллюзий и цитаций. Восприятие абстракции требует лишь отключения от каких бы то ни было привязок к предметной реальности окружающего мира, парадоксально обнажая при этом характер взаимодействия с этой реальностью самого автора.

Творческий опыт Анастасии Алдошиной удален в пространстве и времени от периода зарождения абстрактных форм в искусстве и от периода их расцвета. Ее первые абстракционистские опыты осуществляются в постмодернистском дискурсе и уже на этом раннем этапе вписываются в его отдельные установки, но об этом стоит поговорить отдельно и в другом текстовом формате. Работы камерны, но разнолики. В них есть и геометрическая сухость и гармония; электрический накал эмоций и затем взрыв; деформация линейного порядка, рождающая то деструкцию, то напряженно-пластичное сопротивление… В общем, это отражение внутренней жизни, выплеск своего Я. Это поиск своего пути в искусстве. Открывая одну дверь мира искусства за другой, она вошла в ту, за которой таилась беспредметность и решила пообщаться с ней. Теперь ее ждут тайны, сокрытые за другими и, надеюсь, она не упустит свой шанс.

Светлана Мягких, искусствовед
Фото: Павел Кривошеев

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.