Готова ли наша молодежь к Аз.Арту?

27 сентября присутствовал на дискуссионном мероприятии в Республике ИЗО. Говорили о необходимости молодежных объединений. Между делом выступил и Николай Зайков с призывом к молодежи: мол, Аз.Арт-2015 ждет своих лауреатов и дипломантов. А в это же самое время, в этом же самом месте (в выставочных залах «Республики ИЗО») висела выставка «Собрание-2», по которой можно определить, в какой форме находятся наши молодые художники…

Предчувствия, если честно, тревожные. Особенно это касается живописи: она больше чем наполовину любительская. Встречается и откровенный гламур, то есть работы, ориентированные на потребителя женского пола. Вообще, нельзя не заметить, как феминизировалась живопись в Барнауле за последние годы. Молодое поколение художников, судя по выставке, на 80-90% состоит из девушек. Где же наши парни? Скажу сразу, среди графиков их больше, а за мужскую живопись в этот раз пришлось отвечать одному Андрею Иккерту. Навскидку, есть еще такой художник-сюрреалист Александр Куртуков. Но если бы он принес на «Собрание-2» свои безумные инфернальные произведения, то все цветочки на фем-натюрмортах сразу бы пожухли и сникли, и экспозиция стала бы настоящей проблемой для сотрудников галереи. И только произведения Инны Истиной выдержали бы соседство работ Куртукова. В этот раз она отметилась двумя работами, вылезающими за рамки традиционной живописи. Взять хотя бы «Вкус жизни», где у верблюда рот в крови. И за это, как говорится, спасибо – все хоть какое-то разнообразие на фоне унылых, ученического уровня натюрмортов и пейзажей. Еще выделю нескольких девушек, чтобы их имена стояли особняком от предыдущего критического пассажа: Даша Демкина, Варвара Лукошкова, Лена Белецких, Оля Дункель, Лида Азаева – они интереснее. Особенно хочется следить за развитием Лукошковой и Азаевой.

Еще есть такая Марина Мировая – она не побоялась представить свои работы, где есть заявка на концептуальность. Триптих «Три поколения» содержит в себе по-разному обыгранные символы (яблоко, крест), от которых в голове что-то начинает шевелиться – и это хорошо. Масштаб работ тоже хороший: мимо такого не пройдешь в задумчивости, заметишь сразу. Впрочем, этот же масштаб и оголяет некое техническое несовершенство Марины. Но техника дело наживное – были бы мысли. Над картиной иногда ведь и подумать хочется – не краской же единой…

Мало, очень мало в нашем городе молодых живописцев мужского пола. Впрочем, в графике ситуация ненамного лучше. Место Николая Зайкова (который недавно вышел из категории «молодой художник»), судя по всему, займет Иван Быков, который работает как всегда профессионально и качественно. Который сам ищет проекты, а проекты ищут его. Другой сильный график Александр Куркин свои работы на «Собрание-2» не предоставил. Может он устал конкурировать с Быковым, а может вообще устал заниматься искусством. Но хочется верить, что он просто копит силы под следующий Аз.Арт. Впервые для широкой публики представил свои работы Илья Сажнев – но тематика фэнтези, на мой взгляд, никогда не рассматривается приемной комиссией Аз.Арта всерьез. Поэтому Илье надо подумать над темой своих будущих работ.

А вот дипломант прошлого Аз-Арта Иван Дмитриев, похоже, теряет интерес к рисованию, все больше переключаясь на пространственные арт-объекты. Его инсталляции на «Собрании-2» и запомнились больше всего. Но если Иван хочет снова получить диплом, то ему надо вспомнить слова Зайкова о том, что Аз.Арт не проводит конкурса на лучшую инсталляцию.

Еще один молодой, но подающий большие надежды график Саня Закиров в данный момент учится в Красноярске. Но надеюсь, что на Аз.Арте он будет играть все же за сборную Барнаула. На выставке Закиров представил то, что сейчас нравится современной публике – перекрестки цитат из маскульта. Вот, к примеру, работа «Доброе утро, малыши», где известные на всю страну персонажи примерили на себя латы Железного Человека, Тора и Капитана Америки. За Локи неплохо канает Хрюша.

Девушки-графики тоже молодцы. Каждый раз радует чем-нибудь новеньким Кристина Домбровская – графикой ли, коллажами ли, – все у нее получается легко, непринужденно, да еще и с улыбкой (взять хоть работу «Август», где сюжет на тему день ВДВ в России).

В этом году шагнула на еще одну ступеньку вверх Полина Горбунова. Поздравим ее с участием в тематической выставке-конкурсе «Метафизическая голова» при фонде Михаила Шемякина, которая проходит сейчас в Санкт-Петербурге. За ее будущее спокойно – Полина работает и на Аз.Арт представит сильные вещи.

Лично для меня открытием стали работы Анастасии Алдошиной – узорно-геометрические рисунки, которые можно вешать, как хочется (сам автор разрешает, по крайней мере). Именно такой смелости часто недостает нашей молодежи. Порой кажется, что у нас не молодежь, а старички какие-то, робеющие выйти за рамки учебника по живописи.

В общем, успехи нашей молодежи в графике определенно прослеживаются.

Но что можно посоветовать нашим живописцам? Во-первых, искать свою тему. Больше читать поэзии, качественной художественной литературы, в общем, все – что может вдохновить, с чем можно «поиграть в бисер» (смею надеяться, что наша молодежь слышала краем уха про эту книгу Гессе). Наращиваете культурный багаж. Если даже пока нет подходящей темы – можно заняться абстракцией. На всю выставку была только одна абстрактная работа от Анны Сухоруковой. Как оказалось, в Барнауле дефицит молодых художников-абстракционистов, поэтому даже здесь можно как-то выделиться.

Во-вторых, если вам нравится в Барнауле живопись какого-то художника – ищите с ним встречи, попросите его поделится опытом, дать хотя бы совет. Обычно художники всегда отзывчивы, многие еще и в мастерскую свою позвать могут. Если не хватает техники – всегда можно записаться на курсы к опытному художнику (к примеру, Пиргельди Широву или Аркадию Казанцеву).

И, наконец, смотрите по сторонам – вокруг нас постоянно проходят биеннале, фестивали, выставки. Ходите на них, смотрите обзоры в сети – сравнивайте уровень и стремитесь что-то для себя вынести, сделать какой-то вывод.

Я свой вывод из «Собрания-2» сделал – к Аз.Арту готовы единицы. А ведь это была единственная репетиция перед представлением.

Александр Рыжов, искусствовед









Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.