Header Ads

Время политкорректности. За что, деятели культуры?

Выставка произведений изобразительного искусства членов Алтайской организации союза художников - это ежегодный ритуал. Как праздник урожая во дворце культуры. Если угодно - это ярмарка тщеславия. Какой-то прямой соревновательной составляющей в этом мероприятии нет, могут, конечно, наградить грамотой, союз может даже учредить премию, могут и власти, краевое управление по культуре и городской комитет по культуре отметить кого-нибудь из авторов за те или иные заслуги, например, за освещение темы переселения крестьян на Алтай, я бы отметил художника Острицова, произведение «Переселенцы» - все своевременно, актуально, по-государственному.

Выставка 2014 года называется “Осень” и в этом слове много символизма, тут вам и природы увядание и время считать цыплят. Выставка в этом году получилась отличной от прошлых, во- первых, в зале сделали ремонт и перепланировку, что увеличило пространство, появилась перспектива, от края до края виден зал и в этом пространстве есть стены, которые становятся доминатами, как в архитектуре. Не знаю как выставочная комиссия и экспозиционная комиссия решает, что должно выставляется на этих видных местах, но об этом стоит поговорить.

Союз художников - старейший творческий союз, сохранивший конструкцию с самого своего основания в далекие тридцатые годы двадцатого века. И вся советская форма управления перешла в настоящее время как культурное наследие. Это вполне демократическая форма правления, есть председатель, которого выбирает общее собрание, есть правление, то есть коллегиальный орган управления, есть все демократические признаки. И все, в принципе, работает. Например, краевая выставка, в которой художники члены союза участвуют по желанию, интересно обязан ли художник выставлять раз в год свои произведения или можно по желанию? Автор представляет произведения избранной членами правления выставочной комиссией, комиссия на основе открытого голосования принимает работу или отклоняет. При этом члены комиссии могут объяснять свое решение, а могут и не объяснять почему они не принимают то или иное произведение. Далее следующая комиссия, называется она экспозиционная, составляет экспозицию, развешивает произведения в зале. Есть несколько подходов к составлению экспозиций: традиционная, которой учат в университете и, так называемая кураторская, о которой в нашем университете, на сколько я могу судить, предпочитают не говорить. Формирование экспозиции - важнейший этап, это художественная политика. Авторы считают, что тот, кто составляет экспозицию, может спрятать работу, а может выгодно разместить, и художники всегда вели сложную конкурентную борьбу за место в экспозиции.

В свежем отремонтированном зале нашего союза художников есть важная стена - граница между залами на выставке «Осень» ее заняла работа заслуженного художника России Ильбека Сунгатовича Хайрулинова. Это большая картина посвящена важному событию в жизни автора, он запечатлел сцену награждения. Момент фотографирования, сразу после вручения почетного звания, медали или даже грамоты - теперь обязательное протокольное дело, в центре композиции - автор с букетом, справа - губернатор, с лева - спикер законодательного собрания края. Конечно, у зрителя появляется несколько идей. Зритель, политически не ангажированный, думает, что художник рассказывает о своих достижениях и так далее. Зритель политически активный, думает, что такое почитание чиновника - уже перегиб. Как говорят в народе: «кусать руку дающую не надо, но и вылизывать нужно осторожно». Эта картина, конечно провокационная, зритель правильно реагирует. Но вот в чем главный вопрос - не что изображено, а как. Это профессионально слабая работа. Хайрулинов - известный реалист, твердо стоящий на принципах социалистического реализма, впитавший академическую школу, но эта работа исполнена на среднем ученическом уровне. Казалось бы, какая мне разница до качества исполнения, мне действительно было бы все равно, если бы это был традиционный букет сирени, которых Хайрулинов написал не один десяток. Но меня затронула ситуация, на сколько мне стало известно, Ильбек Сунгатович не показал работу выставочной комиссии, а принес ее сразу на монтаж экспозиции и попросил разместить именно на доминантной стене. Коллеги художники прекрасно понимали и политическую составляющую, и художественный уровень произведения, и не смогли или не стали отказывать заслуженному художнику. Что они должны были сделать? Мне кажется - отклонить это произведение по причине невысокого художественного уровня исполнения. Можно подумать, что тогда это расценили бы как политическую цензуру со стороны художественного сообщества. Как же не пустить работу с губернатором. Ситуация очень сложная: с одной стороны - авторитет заслуженного художника, с другой - явная политическая конъюнктура, и с третьей - авторитет творческого союза. Вот где тут сработали принципы демократии, как должны были поступить члены правления союза художников, где один из основополагающих принципов - высокий художественный уровень?

Удивительное время противоречий. Сегодня я еще раз посетил выставку «Осень», прекрасная выставка с наивной фантазией Лукашина в работе «Подвиг». Характерные полотна художника из Новороманова Петра Кудинова те же «Путники», открытие выставки - картины Валентина Шепило, например работа «Беседа». А небольшая экспозиция работ давно скончавшегося великолепного мастера Семена Ипатьевича Чернова - это высокий творческий уровень нашего союза. Отличная идея ретроспектива работ старейших алтайских авторов. И простите меня - залепуха в центре зала - Карлин, Лоор и Хайрулинов. Зря, наверное, написал об этом, полит корректнее было бы промолчать, но не смог.

Вадим Климов

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.