Header Ads

КИНОЛИКБЕЗ, день первый



Оставив анализ «на потом», поделюсь первыми впечатлениями от фестиваля. Он проходит в галерее «Республика ИЗО» на проспекте Космонавтов. Не барнаульцу это здание найти сложно и я изрядно поплутал, как на подходах, так и в самом здании, представляющем заводской цех времен реального социализма, переделанный в торговый комплекс. В нем, как ни странно, нашлось место и искусству, хотя оно и оттеснено в дальний закуток, как бы на мансарду. Галерея, однако, покоряет своим размахом и, одновременно, уютом. К сожалению, у меня не было времени ознакомиться с экспозицией.


В просмотровом зале уже собрались зрители, в основном молодежь. Насколько я понял, это были студенты АлГУ, члены Клуба любителей интеллектуального кино (КЛИК), для которых, собственно, и устроен фестиваль. Зрители «со стороны» насчитывались единицами. Царила атмосфера непринужденности и деловитости, смешанной с иронией, и совсем не было показной торжественной помпы официальных мероприятий. Фестиваль открывал отец-основатель КЛИКА и КИНОЛИКБЕЗА, доктор философии, Вячеслав Корнев. Собравшимся был представлен псевдорепортаж на фестивальную тему, пародирующий известные журналистские расследования (на мой взгляд – лучший фильм первого дня). В нем муссировалась тема приезда Жерара Депардье и потребных на это денег. Была также предъявлена видео-открытка другого обещанного громкого гостя – звезды «кино для взрослых» Саши Грей. Были представлены немногие прибывшие конкурсанты из Москвы и Питера, а также алтайские участники – Андрей Есаулов, Алексей Климов, Антон Тимофеев (Барнаул); Георгий Парфиненко (Рубцовск). Олег Канин (Новоалтайск). Ни Тофика Шахвердиева, ни председателя жюри кинокритика Сергея Кудрявцева не было. Отсутствовал и хозяин галереи Вадим Климов. В заключение, ведущий объявил, что знаменитости (Депардье и Грей) уже на подходе. Особого оживления в зале не было, так как все уже поняли (а большинство, вероятно, знало заранее), что за этим последует. И действительно, в зал внесли два больших (почти в натуральную величину) фотопортрета Депардье и Грей.


К сожалению, по обстоятельствам времени, я не смог посмотреть фильмы из программы короткометражного игрового кино, начавшейся после 19 часов. До этого были показаны: 1 полнометражный игровой фильм («ДРИМС», реж. А. Сухарев, С-Петербург); документальные фильмы «Очаг» (г. Глазов, реж. В. Тронин) и «Вохновение» (авторы А. Есаулов и А. Климин); анимации «Как Гоголь «Нос» написал (реж. В. Привалова, Москва), «Муравьиные песни» (реж. Саша Свирский, пос. Советское Руно) и «Приготовление (реж. С. Пацкевич; Петрозаводск); киноэссе «Жизнь» (реж. А. Есаулов) и «В автобусе» (С. Пацкевич).


Что такое ДРИМС? насколько я понимаю, это написанное кириллицей английское слово «dreams» (мечты, сны). Энглизированные названия сейчас в моде. Жанр фильма – драма исканий с элементами move road (фильм дороги), ситкома и музыкального кино. Главные приметы стиля фильма – ненормативная лексика, тусклый свет и глухой звук сцен. Молодые герои фильма – начинающая актриса и ищущий себя музыкант – так и не встречаются на экране. Их линии идут параллельно. Довольно монотонное течение фильма оживляется «прикольными» сценами, в основном не оригинальными. Впрочем, они иногда вырывают зрителей из дремоты, вызывая смех. «Интеллектуальность» фильма подчеркивается титрами, отсылающими его сцены к эпизодам известных кинопроизведений. Однако, они формальны, не «отыграны» и только отвлекают зрителя.


Фильм заканчивается половинчато: актриса получает роль, но музыкант еще не нашел себя. Когда зажегся свет, несколько молодых зрительниц, не готовых часами слушать мат, покинули зал. Достоинством фильма являются неплохие, в основном, актерские работы, заметно превосходящие таковые в типичной сериальной продукции. Правда. исполнители главных ролей не создают ярких характеров, но так, очевидно, было задумано. Приятно и обращение авторов к музыкальному кино, столь любимому зрителями и столь редкому сейчас на наших экранах. На мой взгляд музыка фильма малоинтересна, но она, по-видимому, отвечает вкусам авторов фильма и молодежной аудитории. Предшествовавшие фильму титры оповещали, что приветствуется некоммерческое использование фильма, а коммерческое осуждается. Но, собственно, за просмотр подобных фильмов, авторы должны бы приплачивать зрителям.


Документальные фильмы «Очаг» и «Вдохновение» посвящены теме сохранения культурного наследия. В первом энтузиасты искусства из удмуртского города Глазов борются за сохранение городского Дворца культуры – центра духовной жизни города. Во втором рассказывается история памятника андерсеновской «Русалочке», неоднократно становившейся мишенью современных вандалов. Оба фильма поднимают нравственные проблемы, но ответы на них оставляют зрителям.


Киноэссе «Жизнь» пересказывать дольше, чем оно идет на экране. Поэтому, советую тем, кто его не смотрел, обратиться к страничке Андрея Есаулова «В Контакте», где размещен также и фильм «Вдохновение». Оба фильма отличают изящная лаконичность и точное использование натуры, информации, исполнителей и музыки. Эссе «В автобусе» интересно своим видеорядом со световыми эффектами.


Вадим Вистингаузен, искусствовед.




Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.