Игры с театром или шашки наголо

Часть первая.


Эту театральную историю можно было и забыть, но не все так просто.
Татьяну Федоровну Козицыну. директора Молодежного театра Алтая, уволили 31 декабря 2013 года. Версий почему, было много и даже такая драматическая, как думает редколлегия «АлтайPost».

Другие редакции увидели в первую очередь финансовый конфликт. Журналист «Российской газеты» обращает внимание на то, что директор театра Козицына не подписала акт приемки здания театра после реконструкции.
Конфликт перерос Алтайский край и дошел до президента. На расширенном совете режиссер Егоров рассказал президенту о ситуации в МТА.

После чего, как я понимаю, была проведена проверка, о ней, в частности, сообщает политсиб.ру.

Казалось бы, комиссия разберется и все. Недостатки будут устранены, как неоднократно заявлял губернатор.

Все недостатки, о которых говорил режиссер и директор театра, в первую очередь, связаны с закупкой оборудования. Через спорно проведенный тендер, в котором участвовала фирма Сергея Медного (об этом пишет информационное агентство «Атмосфера»).

Но не с Медного начинается история, хотя, его явление в барнаульском театральном пространстве, не осталось незамеченным. Успел наследить.  Его предприятие принимало участие в поставках и монтажах светового оборудования для Краевого тетра Драмы. После скандального ухода из театра главного режиссера Владимира Золоторя и директора театра Владимира Мордвинова, Сергей Медный стал директорам Краевого театра Драмы им. Шукшина. (Кто такой Сергей Медный).

Фирма Медного приняла участие в конкурсе на поставку оборудования и в Молодежный театр Алтая. Много говорили, писали, докладывали губернатору, что кругом воровство и мошенничество. Губернатор реагировал высказываниями о том, что администрация создала великолепные условия в театре.
А в это время, дождь лил на голову вице-губернатору Бессарабову. На сцену падал снег, не говоря уже, о злополучном оборудование. Прочитайте, что об этом говорят специалисты.

Мне кажется, надо копать глубже, потому что 3 миллиона или даже 14 – мелочь, по сравнению с другими цифрами.

Начнем с документов, которые, я думаю, дадут некоторое представление, почему директор театра не подписывает бумаги о приемки здания Молодежного театра Алтая.

В 2003 году в жизни Молодежного театра Алтая произошло судьбоносное событие. Художественным руководителем стал народный артист России Валерий Золотухин.

«26 января 2009 г. Александр Карлин встретился с Народным артистом России.
Обсуждался рабочий проект реконструкции одного из крупнейших объектов культуры – здания ДК БМК, в совещании приняли участие заместители губернатора Михаил Щетинин, Яков Ишутин, Николай Черепанов, а также архитекторы, разработавшие проект реконструкции, и представители организации «Алтайстройзаказчик». Расходы на реконструкцию здания ДК БМК включены в адресную инвестиционную программу на 2009 год. Объем финансирования определен в размере более 193 миллионов рублей».
Смотрим документ «Информация об объектах и мероприятиях Алтайского края, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Обратите внимание на цифру 366 миллионов рублей.

Следующий документ «Постановление об учреждении в рамках губернаторской программы 75 особо значимых социальных строек и объектов». Пункт № 65 Реставрация и реконструкция памятника архитектуры «Дом культуры меланжевого комбината» 493.500 тысяч рублей.

Запомнили цифры 193 миллиона краевой бюджет, 366 миллионов федеральный бюджет и в итоге 493. 500. Я понимаю, что где то вкралась ошибка. 193 плюс 366 будет 559 и так первый вопрос, где 66 миллионов?
Это конечно всё цифры на бумаге, бюджет — дело тонкое и сложное, по одной статье расходов столько, по другой столько. Все сойдется, если умеешь отчитываться.

В одном из интервью начальник комитета по культуре Елена Безрукова сказала, что уголовное дело заведено в отношении одного из подрядчиков.
Наверное, как раз по этому делу свидетелям проходит бывший директор театра Козицына.
Недавно в социальных сетях появилось обращение главного редактора журнала «Петербургский театральный журнал» Марины Дмитревской.

«Как известно, администрация Президента инициировала расследование по хищениям в Молодежном театре Алтая. И те, у кого рыло в пуху, теперь преследуют и пытаются сделать виноватой и крайней бывшего директора МТА Т. Ф. Козицыну. Парадокс в том, что именно за нее вступался театр, именно она не подписывала неукомплектованное здание, именно она говорила о хищениях! Внимание! 21 апреля в 7 утра к пожилому человеку вломились сотрудники ОБЭП с понятыми, перевернули весь дом, прибранный к Пасхе, в поисках (!) оружия, денег и наркотиков. Обыскивали даже холодильник. Конфисковали личный мобильный телефон и ноутбук, оставили без связи, таскают на допросы, а у нее даже нет адвоката!!! И денег нет! То есть, Алтайский беспредел на марше! В городе упорно повторяют фразу губера: «Ну, война так война, на войне погибают с двух сторон, но я гибнуть не хочу». Воры из администрации хотят либо уморить Козицыну (а она, естественно, в нервном состоянии, ей 63 года, она одинокий человек!), либо сделать ее крайней и повесить на нее свои хищения».

Бухгалтерия понятна, хищения на крупных строительных объектах дело привычное.

В конце первой части напоминаю, что за реконструкцией стоят три ответственные фигуры: Заместитель губернатора Алтайского края Ишутин Яков Николаевич активность которого сведена к нулю.

Сергей Белоусов, член Совета Федерации РФ, он же генеральный директор ОАО «Стройгаз». Это предприятие занималось реконструкцией здания. И должно быть, заместитель губернатора Даниил Бессарабов ему по должности положено.

Часть вторая.


«Ведь у нас парадоксальным образом в творческом отношении лучше всех работает кукольный театр, который находится в самых худших условиях. А те, которые во дворцах сидят, ничего, кроме позорных склок и разборок, нам не предъявляют. Да еще какие-то сценические эксперименты на грани фола, которые подаются как какие-то прорывы в театральном деле. Не замечается пока системной работы. Может быть, потому, что у нас не было театра в системном его понимании. Ведь театр без профессиональной критики – это не театр»
Вчитываясь в это высказывание губернатора Алтайского края, я в полной мере понимаю его боль за театр. (В.ПУТИН: Я просто хочу сказать, что губернатор знает, и он сам об этом с болью говорил. Чувствуется, что он хочет реализовать проект.)

«Если театральная общественность лучше меня понимает в театральном искусстве, то пусть создаст нормальный театр. Власть все, что от нее зависело, сделала. А в ответ мы получаем упреки и обвинения. Оказывается, творческий процесс сдерживается тем, что люк в театральной сцене не по проекту открывается. Это просто убило наш театр! Между прочим, я в нашем драматическом театре не видел ни одного спектакля, где бы был задействован весь имеющийся технический арсенал. Кроме как на презентации технических возможностей нового оборудования».

Александр Богданович Карлин наделен полномочиями главы Администрации Алтайского края 25 августа 2005 года.
Давайте посмотрим достижения алтайских театров с 2005 года.

В драматическом театре главным режиссером был Владимир Золотарь, который поставил «Чайка» (2005), «Звездная сказка» (2005), «Собачье сердце (2006), « Пиковая дама» (2006), «Войцек» (2007), « На всякого мудреца довольно простоты» (2008), «Войцек» заметьте, обладатель Гран-при седьмого межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (2008), Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» (2009).

Это первая высшая награда страны в области театра в Алтайском крае. В других регионах за это медали дают, у нас в крае медали дают за другие постановки, об этом дальше.

В это же время в театре шли спектакли в постановке Александра Строгонова «Долгая жизнь дождя» (2005) и «Орнитология» (2006), А так же режиссера Семена Александровского «Бидерман и поджигатели» (2009),
Роман Феадори за год с 2010 по 2011 поставил в нашем театре «Слуга и господин» (2010), «Сон в летнюю ночь» (2010), «Мамаша Кураж и ее дети» (2010), «Русская народная почта» (2010), «DEREVNI.NET» (2010), «Золушка» (2010).

В это же время на барнаульской сцене ставили спектакли другие режиссеры Владимир Кузнецов «Стеклянный зверинец» (2011), Александр Сазонов «Остров Рикоту» (2012), Роман Виктюк «До свидания мальчики» (2010). С этим спектаклям отдельная история. За скандальный провал вручили медаль.

Сейчас трудно найти, но я помню, что отыскал тогда строку в бюджете на полмиллиона рублей — гонорар за постановку Виктюку, были там еще и спонсоры. Запутанная некрасивая история.

Напомню, как торжественно был преподнесен спектакль Владимира Подгородинского «Калина красная» (2011).
Время С. Медного закончилось опять скандалом. Ушел Феодори. Его спектакль «Derevni. NET» участник внеконкурсной программы «Маска плюс» национального театрального фестиваля «Золотая Маска 2011. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» стал лауреатом «Золотой Маски 2012.

Господин губернатор, обратите внимание, вторая «Золотая маска». Опять режиссер уходит из театра, уезжает из Барнаула.

Можно еще долго перечислять репертуар, от «Трех сестер», до «Жанны» и «Пленных духов». Можно говорить о том, как за десять изменился репертуар театра драмы, какие приглашались режиссеры, вспоминать в каких фестивалях участвовал театр.

Это ли не «системный театр»? Александр Карлин предложил новый термин для понимания театрального искусства чиновниками — «театр в системном понимание».

На этом про Краевой театр драмы достаточно. Понятно, что есть, чем гордиться.

Перейдем к Молодежному театру Алтая. «Прекрасное далёко» (2007), «Прощание славянки» (2009), «У ковчега в восемь» (2010), «С любимыми не расставайтесь» (2012), «Поток» (2013), «Маленький принц» (2014) Это все спектакли Дмитрия Егорова.

Помимо этого Андрей Черпин поставил «Ревизор» (2007) с участием В. С. Золотухина. Марат Свободны «Праздники детства», где роль деда сыграл Золотухин, Вячеслав Кокорин поставил «Бумбараш» (2011) к открытию сезона в новом здание, на премьере присутствовал В. С. Золотухин.

Были другие спектакли, «Шинель» (2012) Максима Астафьева, «Дом Бернарды Альбы» (2012) Виктора Захарова, Антон Безязыков ставил «Золоченые лбы» (2013), Екатерина Гроховская «Гадкий утенок» (2013), этот спектакль был показан в специальной программе «Детский weekend» национальной премии «Золотая маска». Опять «Золотая маска», а вот на фестиваль «Арлекин» спектакль не пустили, хотя он был уже представлен в афише
Не стану утруждать и напоминать про другие фестивали, про критиков которые за эти годы побывали в Барнауле. Город не просто появился на театральной карте, он и раньше был, но эти года были плодотворными. И только несколько скандалов омрачили наше театральное поле.

Началось, наверное, с «Войцика» Золотаря, помню этот скандал. Вот, эта злополучная статья Е. Рябовой , после которой, началось травля Золоторя в лучших традициях советской системы.

Далее управлению по культуре не понравилась идея поставить спектакль «Плохие парни».

В последние годы в администрацию края стали жаловаться зрители. (Напомню два случая, когда возмущался оскорбленный зритель, сначала спектакль театра драмы «Остров Рикоту», затем спектакль Молодежного театра «Страх или сокровища заколдованного замка»).

Жалуются губернатору и в управление по культуре, потому что все считают, что лучше губернатора никто в театре ничего не поймет, это и подчеркнул А. Б. Карлин : «Если театральная общественность лучше меня понимает в театральном искусстве, то пусть создаст нормальный театр». Из этой фразы следует, что администрация создала театр и только театральное сообщество мешает, ставит разные эксперименты, как палки в колеса. Я правильно понимаю губернатора? Просто фраза замысловатая.

Сегодня обстановка в краевых театрах напряженная, режиссеры и директора внимательно следят за идеологической политикой, за настроениями местной элиты, в нашем случае, губернатора. Недавно, губернатор обратил внимание на театр музыкальной комедии, который до сих пор ждет какой- ни будь реакции. На последнем докладе, начальник управления по культуре, в отчете про театральное творчество, первым назвала театр Музыкальной Комедии, хотя раньше первым называли драмтеатр и это определенный знак, знаки от администрации надо уметь слышать.

Театр кукол «Сказка» находится в вынужденной ссылке. В родном здание запланирован ремонт, или полная реконструкция. О спектаклях «для взрослых» в театре пока не помышляют. Для детей работают, как могут. Реконструкция это — стройка. Хорошо, что в администрации понимают необходимость этой стройки, как и капитального ремонта театра музыкальной комедии.

Я начал с конфликта в Молодежном театре и свел все опять к губернатору, потому что без его ведома в местных театрах ничего не делается, по крайней мере, в истории с Татьяной Федоровной Козицыном.
Советники посоветуйте губернатору пригласить аналитиков, экспертов в театральной области, для сравнения Алтайских театров  с театрами в других регионах. Попросите театроведов написать исследования современного состояния  театрального творчества на Алтае.  И тогда, я уверен, губернатор будет гордиться нашими театрами.
Скандалы в театрах, как правило, провоцируют чиновники. Сегодня назрел вопрос разделения полномочий между администрацией и художественным руководителям театра. Управлять культурой с помощью распределения бюджетных средств — устаревший метод.

Строительство, реконструкция, содержание здания — это дело государственное, назначение директоров тоже дело администрации, но за художественный процесс отвечает директор театра или художественный руководитель которому доверяет администрация. Почему, как правило, конфликт возникает между административным аппаратом и творческим коллективом?  Главный вопрос сегодня это процесса управления культурой.

Господин губернатор, вы отлично понимаете хозяйственные процессы, разберитесь там, пожалуйста.
Не стану выкладывать документы, акты сверки, докладные записки, протоколы МЧС, письма Золотухина, Козицыном, приложения к смете. Все это есть в прокуратуре.

В силах губернатора погасить конфликт, и дать возможность театралам заниматься искусством для зрителя.
Последнее: гордитесь нашими театрами! За последние 10 лет, они выросли творчески. И не без Вашей помощи, это справедливо.
В. Климов

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.