В преддверии выставки А.Н. Потапова "На ниточке времен"

c6pvi3D-KzYМастерская А.Н. Потапова – светлая горница. Здесь он скрыт от мирской суеты. Склонившись над столом, он работает при дневном свете. Целая стопка эскизов, заготовок, которым пока недостает ярких цветов. В красках скопилась вода. Видимо художник работал перед самым моим появлением. Параллельно росписи на батике дожидаются своего часа. Мольберты, холсты, подрамники – какое чудо сегодня снова наблюдать радующие взор творческие кладовые.

Художнику все сложнее бывать на публике. Усталость за годы творчества. А может просто скромность. Столько было сказано слов, произнесено официальных торжественных речей. Но, ветер заводит свою бесконечную безмолвную песнь и уносит все это прочь. Остаются творения и бесценные листы, на которых запечатлен вольный дух творчества,  неразрывно и органично связанный с народом.

Мое первое знакомство с мастерской А.Н. Потапова несколько лет назад было столь поверхностным, что я смог ухватить тогда своим сознанием только гитару с балалайкой, несколько лубочных картин, которым я не придал значения  в скуке своей, да рабочий стол, где лежали кисти, краски, возможно, какие то книги, не помню. Тогда меня интересовало все необычное, авангардное. Мастерская А. Н. Потапова мне показалась светлой, уютной, но скучной. Ничего лишнего. Я сразу же сделал выводы, что мне это не интересно и наши пути вряд ли еще пересекутся. Но я заблуждался.

vrodSXBbuWYНемногословный, невеликого роста,  и приятный на вид художник. Так похожий на своих героев русских пословиц – борода, крепкие руки, скромная одежда, острый ироничный и добродушный взгляд. Что-то в его лице есть от крестьян, старообрядцев, глубокое и уходящее в глубину веков.  Мы еще присматриваемся друг к другу.  Чувствую разность поколений. Передо мной монография о художнике. Мне сложно представить, каково это - жить в послевоенные годы. Голод,  изнурительный труд, тяжелая реабилитация ослабевшей страны.  Просматриваю лист за листом. Художник раскрывается передо мной в новом свете, за внешней простотой скрывается человек-философ.

Особенно неожиданная серия – алтайский фольклор, мифология,  библейские апокалипсические  видения – устрашающие прогнозы-предупреждения человечеству. Погружение в стихию свободных форм.  Абстракция.

 6QiKSLMq-Zk - «Пусть молодежь порадуется» - говорит художник.   В глазах читается ирония мудрого человека, знающего себе цену и хорошо ощущающего свое призвание.  Меня приводят в восторг живописно-экспрессивные работы портреты двух значительных исторических личностей - товарища И. Сталина и портрет Н. Хрущева.  Как своеобразно, как страстно  передано безумие, одержимость и жажда крови в работе «Товарищ Сталин, Вы большой..». Малиновый яростный цвет – символ террора. Из головы вождя возникает образ беса или черта с рогами, готового косить всех налево и направо. На другом же, образ сытого и довольного Никиты Хрущева, не менее сумасшедшего, но написанного в более мягких тонах. Образы монстров, руководивших целой страной. Написаны ли они гиперболично, радикально – возможно, но не сухо, не отвлеченно, не умом, но, - сердцем и кровью. Через них читается неприятие художником всего того зверства и невежества, что всегда покушаются на свободу,  всего, что готово погубить и пожрать  доброе,  что тянется к человечности.  Работы, собранные в монографии – плод жизни художника. Это послание от сердца к сердцу человека, интимный разговор  по душам.  

- «Вы еще не раз вернетесь сюда»

Виталий Одинцов


8HXfjRvwLOs


 

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.