Никита Поздняков. Выставка "Сибирская пыль"

В Барнауле в галерее «Бандероль» открывается первая персональная выставка омского художника Никиты Позднякова.
Холодный замогильный ветер угрожающе завывает, разнося по деревне Сибирскую пыль. Въедливая, скрипучая на зубах, забившаяся в печи и в подвалы старых ботинок - она повсюду - на крышах домов и в складках-морщинах одежды. Вековая Пыль городов - забытых, покинутых. Прах стариков и старух одиноких. Вместе с сухой прошлогодней листвой и ветками старых деревьев, она, то взметается ввысь, - то стремительно, шквалом обрушивается на опустевшие дворы и игровые площадки. Какая болезнь поглотила и извергла обратно, то, что когда-то расцветало, жило и радовалось солнцу, его теплым лучам? Какая странная метаморфоза изменила облик привычного мира и распространилась до самого края земли?...

Отрывок из текста Виталия Одинцова


«Сибирская пыль»


***


Никита Поздняков – молодой художник, участник всероссийских и международных фестивалей. Художник не имеет специального образования и учился у своего отца, художника Юрия Позднякова. Работает в таких жанрах как живопись, графика, коллаж, скульптура. В 2014 году победил в конкурсе «Лучшие фотографии России» в номинации «Архитектура», где представил фотографию омской колонии.

R_0QEQtjyiEТворчество Никиты Позднякова – явление необычайно тревожное и притягательное одновременно. Притягательность же эта заключается в том, что молодой художник создает фантастичный и наполненный мрачной атмосферой мир, который завораживает. Этот мир убедителен и обнаруживает с трехмерной реальностью немало общих черт. Это, как если бы к вам в гости на огонек пожаловала делегация из загробного мира, состоящая из сонмищ призраков, бродячих собак, мертвых поэтов, давно ушедших людей, которые по непонятной причине возникли из небытия и комната вдруг наполнилась бы странными звуками, сухим ворчанием, шепотом, бормочущим чтением обрывков стихов и тихих сельских напевов. После такого вторжения восприятие реальности может подвергнуться серьезному переосмыслению. Материалисты-скептики не смогут вынести и принять увиденное. Других же может спугнуть столь откровенное вторжение потусторонних сил.

А зачем все это? И кому это нужно? И, действительно, людям хочется праздника, веселья, отдыха и развлечений, а им предлагают какую-то странную пищу с подозрительно несвежим ароматом. Вот, возможно, первая реакция на произведения Никиты Позднякова. Но не все так просто, как могло бы быть на самом деле.

sAHXccncesAМолодой художник обладает несомненным живописным, колористическим дарованием, которое сочетается с узнаваемым авторским почерком и индивидуальным стилем, а его работы, выполненные на стыке живописи и графики отличает т.н. интертекстуальность, смысловая многозначность и широкая ассоциативность образов. Используя примитивный, «наивный» язык своего письма, напоминающий нам детские рисунки и творчество художников-аутсайдеров (Art Brut), художник бытописует жизнь русской деревни и более того, русской провинции, пришедшей в упадок и находящейся на грани вымирания. Это один из тематических пластов, имеющий острый социальный подтекст, ярко выраженный в творчестве омского художника. Но, эти работы несут в себе еще и отражение, проекцию современного мира - мира, переживающего религиозный, духовный кризис. И если произведения «Грачи прилетели» А. Саврасова и «Московский дворик» В. Поленова как весна и лето – от радостного пробуждения до торжественности и разлитой повсюду гармонии - светлы и жизнерадостны, то работы Н.Позднякова, подобно осеннему увяданию, полны грустных размышлений и скорбных тревожных звучаний. Это не значит, что они лишены обаяния, нет, напротив, здесь есть и поэзия, и красота, и любование пейзажами, но, во всем этом есть и высокая взволнованность, экспрессия образов и даже трагизм, скрывающие трогательную нежность и доброту. В некотором роде они близки ранним картинам М. Шагала («Покойник (Смерть)»), а также имеют духовное родство с творениями «Южинского кружка» (художник В. Пятницкий, писатель Ю.Мамлеев).

Немаловажный аспект – религиозная тематика, нашедшая своем место в произведениях Н.Ю.Позднякова. Если сравнить творчество немецких экспрессионистов (например, Э. Мунка) и то что делает в своих работах Н.Поздняков, то и здесь мы находим определенную схожесть в трактовке образа Христа, решенного порой на грани карикатурности («Зима», «Распятие»). Духовные терзания, сомнения, разочарования и бесконечные вопросы: кто мы, откуда и куда мы идем? Можно ли увидеть в нищем, духовно убогом человеке – проблески божественного, святость? Обыгрывание и вольная трактовка на грани провокации таких иконографических сюжетов как: «Троица», «Распятие», «Мадонна с младенцем». Христианские мотивы перемежаются с буддистскими и языческими образами («Сварог», «Будда» - младенец на фоне заводов и выхлопных труб, «Колесо Сансары» - замкнутый «порочный» круг смертей и перерождений).

8TrrZo9P6uwЧто это? Попытки «приземлить» религию? Примирить духовное (горнее) и земное (дольнее)? Скорее, это горькая ирония и мрачный смех сквозь слезы, за которыми стоят жалость и слабость к человеческому ничтожеству. А еще это «Омская тоска» - выхода из которой не видно. Не грусть, не скорбь, но, метафизической глубины тоска по невыразимому, прекрасному, мечте, идеалу. И эта тоска может привести в могилу, к пьянству, одиночеству, бегству или беспросветному отчаянию, если только через любовь не удастся оживить, воскресить то, что было утрачено и осквернено. Художнику удается любить своих персонажей, в каком бы безвыходном положении им не приходилось бы жить. И этим он воплощает тип художника сострадающей любящей души.

В экспозицию выставки войдут более 40 живописных и графических работ, в том числе работы, выполненные в технике коллажа. На открытии будет возможность лично познакомиться с автором, который приедет из Омска всего на один день, задать интересующие вопросы, и пообщаться в атмосфере его произведений.

С уважением,


автор пресс-релиза,


куратор выставки


Виталий Одинцов


бандерольОткрытие выставки 22 апреля 2014 года в 17:00.

Арт-галерея "Бандероль"

ул. Пролетарская, 139 (внутренний дворик)

тел. 22-61-02, сот. 8-983-180-45-37

 

 

 

 

 

 

 

 




 

О художнике:

Родился в 1987 году в г. Омске. В двадцать лет увлёкся живописью. Специального образования нет, учился у своего отца, художника Юрия Позднякова.

Выставки и проекты:

2010г. Третий международный симпозиум "Художники и дети" (г. Щучинск, Республика Казахстан)

2011г. Художественная выставка "Ноев ковчег" (г. Томск)

Пятая Всероссийская выставка современного христианского искусства "И небо становится ближе" (г. Лесосибирск)

Региональная молодежная выставка-конкурс "Молодая Сибирь" (г. Красноярск)

2012г. Биеннале молодого искусства "Арт поиск 2012" (г. Якутск)

I омский фестиваль современного искусства "Ноябрь. Всюду жизнь" (г. Омск)

I Международный фестиваль творчества молодых художников "Арт-сессия" (г. Калининград)

2013г. Межрегиональная групповая молодежная выставка "МОСТ/НЗ-42" (г. Омск)

VI Межрегиональная молодёжная выставка "Аз.Арт. Сибирь - 2013" (г. Барнаул)

Международный выставочный проект современного искусства "Северо-Кавказская Биеннале-2013" (г. Каспийск)

"АЗЪ ЕСМЬ" Межрегиональная выставка молодого искусства Сибири (г. Кемерово)

Выставка-перфоманс "I'm from Siberia" (г. Омск)

II омский фестиваль современного искусства "Ноябрь. Всюду жизнь" (г. Омск)

Межрегиональная молодёжная выставка изобразительного искусства "Молодая Сибирь" (г. Красноярск)

Арт-проект "Солнце Ван Гога" (г. Уфа)

Выставка "Душа Сибири" в рамках Международной выставки-фестиваля "Я в кругу друзей" (Королевство Марокко)

Областная выставка-конкурс "Сибирская зима"(г. Тара, Омская область)

2014г. Всероссийский ежегодный проект Best of Russia`13 ("Лучшие фотографии России")

2014 г. Апрель-Май. Персональная выставка «Сибирская пыль» в галерее «Бандероль» (г.Барнаул)

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.