Новые легенды Алтая. Книги, которых нам не хватает

Три книги издательства «Тигирек-пресс» рецензент получил бандеролью. Отправителем значился московский офис некоего рекламного агентства. Издательство, судя по выходным данным, зарегистрировано в посёлке Тигирек Краснощёковского района Алтайского края, что больше смахивает на шутку. Типография, отпечатавшая книги тиражом 1000 экземпляров каждая, расположена в Новосибирске. Электронный адрес издательства молчит, ни один интернет-магазин книг с такими названиями не предлагает.

oblozhka_chud

Книга Ксении Арбузовой носит подзаголовок «роман тайн», на что ровным счётом ничего нельзя возразить. Это действительно роман, как по объёму (500 страниц, десятка полтора авторских листов), так и по своему устройству. Там по меньшей мере два проработанных персонажа со сложными отношениями между собой и с окружающим миром. За пару месяцев книжного времени они проживают на наших глазах целую жизнь, к тому же хватает флешбэков и отыгранных боковых сюжетов. Ну и тайн здесь действительно хоть отбавляй – прямо россыпь завиральных идей, одна страннее другой. Написано всё это языком крепкого журналиста, знающего толк в беллетристике. Не хуже какой-нибудь Юлии Латыниной, честное слово. При всём том разнообразием локаций роман не балует. Начинается и заканчивается он в дикой тайге, а большая часть действия происходит вообще под землёй, где нет нормального света и творится чёрт знает что.

 
Алтай, безлюдный Сумультинский хребет, зима. Группа туристов-лыжников натыкается на чужой след и вскоре встречает странного человека, сломавшего лыжу. Ему помогают с ремонтом, он рассказывает, что несколько лет назад чудом выжил в катастрофе вертолёта и теперь хочет побывать на том месте, где погибли его товарищи. Летом туда не добраться из-за непреодолимости рек и тайги, а зимой сделать это проще. Мотивация Петра (так зовут незнакомца) не очень понятна, но сам план не выглядит безрассудным (по его словам, неподалёку есть охотничья избушка с припасами). Туристы уходят своим маршрутом и днём позже попадают в аварию: лавина хоронит несколько рюкзаков, они лишаются палатки, спальника, большей части продуктов. Спасаться решают по лыжне, пробитой Петром (она короче), но сначала идут к указанной им на карте избе. В первую же аварийную ночёвку видят в том направлении летающие над тайгой светящиеся шары.

 

На первой сотне страниц автор упорно завоёвывает наше доверие. Не знаю уж насколько она сама путешественница, но фактических неточностей я с позиции своего ограниченного опыта не смог отыскать. Зато здесь узнаёшь много всего интересного: от строения снежного покрова и устройства лыжных креплений до особенностей общежития замкнутых коллективов. То есть, автор выглядит в наших глазах если не записным реалистом, то человеком, по крайней мере, вменяемым и ответственным. И хоть понимаешь, что небывалые приключения неизбежно начнутся (тайна Перевала Дятлова всю дорогу маячит очевидным примером), всё же продолжаешь надеяться, что враньё будет умеренное и с оглядкой. И автор нашим доверием до поры до времени не злоупотребляет. Хотя события выглядят (в пересказе особенно) всё бредовей.

 
Никакой избушки туристы не находят, но встречают напуганного Пётра, который открывает им правду: рядом с местом падения вертолёта он обнаружил пещеру, где по его убеждению спрятан клад. Теперь в пещере орудуют некие карлики, от которых он чудом спасся незамеченным и собирается спешно уносить ноги. Все туристы уходят вместе с ним, но двое задерживаются из любопытства. Один из них аспирант-историк, другой – бывший морпех, служащий в МЧС.

У входа в пещеру, окружённого сожжёными на корню деревьями, они находят много следов самодельной обуви детского размера и распятого медведя, выгоревшего изнутри. Пожарник Андрей, знающий «Розу мира», начинает бредить про демонов игвов, что готовят вторжение с изнанки мира, а историк Архип вспоминает алтайскую чудь. Они решают идти по следам в пещеру, интерес подстёгивают встречающиеся на пути застывшие капли расплавленного золота. Под землёй они быстро теряют ориентацию, источники света и друг друга. Блуждают в темноте пока не лишаются сознания.

 

В любой книге, включающей в себя фантастический элемент, самым рискованным оказывается переход от обыденного к нереальному. Тут практически неминуемы как слом стилистики, так и утрата доверия, вызванная, во-первых, трудностью достоверно показать переживаемый персонажем психологический переворот, а во-вторых – невозможностью опираться на опыт, что приводит ко всё большей ходульности. Ксения Арбузова об этих опасностях знает и сглаживает их, прежде всего, постепенностью нагнетания странностей. Её герои погружаются в фантастическое шаг за шагом, успевая привыкать к меняющейся реальности. К тому же у каждого есть свой бзик, своя собственная ненормальность, проявляющаяся одновременно с обстоятельствами. А поскольку реакции у них всё же очень разные, удаётся соблюсти и психологическую достоверности. Другой важный приём состоит в том, что главный переход автор оставляет за кадром. Новый мир предстаёт перед персонажами сразу, как данность. Притом, каждый видит его по-своему.

 
Спасённые, приходят в себя в лабиринте подземных полостей, населённых маленькими людьми и летающими светящимися шарами. Плазмоиды (как называют их гости) дают свет и тепло, позволяющие существовать биосфере со своеобразным животным и растительным миром. Здешние люди говорят на неизвестном языке, но можно понять, что к плазмоидам они относятся как к посланникам могучих богов, и сами считают себя этих богов служителями. Архип обнаруживает у них склад, набитый золотыми изделиями, и догадывается, что подземные жители – потомки афанасьевцев, первых рудокопов Алтая, исчезнувших несколько тысяч лет назад. Тем временем Андрея, поразившего аборигенов своей свирепостью, ведут в глубину, на встречу с богами. Вернулся он изменённым. С восторгом рассказывает Архипу, что видел «пульт управления планетой», что его признали избранным и в него вошли огненные шары (показывает, как его руки могут светиться). Говорит, что скоро выйдет отсюда на землю «в силе и славе», во главе огненной армии.

 

Эта часть книги походила бы на тягостный сон, кабы не методичная проработка деталей. В описании подземных феноменов автор настырна порой до занудства, но своего добивается – мир приобретает должную связность и не кажется ни бредом, ни поверхностной фантазией. То есть мы понимаем, что всё придумано, но готовы в придуманное поверить, поскольку нам предложено не только видеть, нюхать и осязать его, но и понять его логику. Возможно, не каждый захочет должным образом укладывать предлагаемые подробности в своей голове, но любой может увидеть, что работа автором проделана впечатляющая. Когда на последних пятидесяти страницах начинается торопливая подготовка к финалу, наступает даже некоторое разочарование (стоило огород городить!). Впрочем, подземельем к тому времени успеваешь наесться досыта.

 
Архип пытается привести товарища в чувство, но тщетно. Тогда он идёт на хитрость и убеждает Андрея вернуть его в мир своим агентом, чтобы подготовить почву для пришествия. Тот соглашается, но ставит условие – Архип должен пройти инициацию, впустить в себя огонь. Перед походом в глубину историку удаётся бежать, и он находит путь на поверхность с помощью прирученных «светляков». Снаружи уже весна. Он строит плот и с риском для жизни спускается по порогам с мешком золота. Постепенно он понимает, что Андрей просто сошёл с ума, да и в своей психике он не очень уверен. Чем ближе он к человеческому жилью, тем больше пережитое кажется ему сном. Но прошедшие полтора месяца никуда не деть, а золото – вот оно, двадцать кило. Он мучительно придумывает правдоподобные объяснения. Первый же повстречавшийся местный житель рассказывает о пропавших зимой туристах, тела которых так и не найдены. Архип решает перейти на нелегальное положение. То здесь, то там ему мерещатся шаровые молнии.

 

Что разочаровывает серьёзней – это кажущееся отсутствие финала. Конфликт не разрешён, ни одного ответа толком вроде бы не получено. Понятное дело: оставлено место для сиквела. Однако, по здравому размышлению понимаешь: продолжение вряд ли возможно. История, в общем, о том, как легко сменить участь, сделав шаг в сторону. Раз – и возвращение невозможно, два – и у тебя другая судьба. Очередная жизнь героя прожита и закончена, дальше всё будет совсем другое. В общем роман не так прост, он, что называется, – заставляет задуматься.
Резюме, пожалуй, будет такое: книга если и не мастерская, то несомненно профессиональная. Неожиданная, не укладывающаяся в жанровые рамки и не вызывающая в памяти очевидных аналогов. Эклектику её искупает авторская разносторонность, тщательность и явная серьёзность намерений. Чтение увлекательное, оставляющее отчётливое впечатление, располагающее к неожиданным мыслям и даже поступкам ( я лично скачал в сети и принялся изучать топографические карты Северо-Восточного Алтая).

О следующей книге из посылки расскажу чуть позже.

Валерий Иванченко

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.