Header Ads

Щелкунчик без ограничений

"Никакой пророк не принимается в своем отечестве" (Лук. 4,24)


Много уже лет назад большой театральный деятель, хранитель театральной памяти Барнаула Ирина Николаевна Свободная, будучи заведующей литературной частью Краевого театра драмы, организовала местный конкурс драматургов. Было прочитано много пьес, появились имена о которых поговорили немного в театральном сообществе и на этом эксперимент закончился. Может от того что есть в Барнауле один великий драматург и пока достаточно. Я не случайно употребил слово великий. Когда в Барнаул приезжают серьезные театральные специалисты один из первых вопросов: "А как у вас тут Строганов?" Да ни как, обычно отвечаю я, работает, но в местных театрах не ставят давно.

Я помню все его спектакли на местной сцене: Орнитология, Якутия, Лисицы в развалинах, Долгая жизнь дождя, Дивертисмент и еще что то про Удильщика в театре Подвал. Ни как не удавалось посмотреть спектакли по его пьесам в столицах.

И вот наконец то появилась возможность увидеть в Санкт Петербурге в ТЮЗе спектакль «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» в постановке Игоря Селина.

schelkunchik


Спектакль умный, тонкий, красивый, изящный, возвышенный и так далее.

С этим спектаклям произошла уже привычная для современной российской культуры коллизия. Не знаю, обращают ли внимание некоторые родители юных зрителей на то что на афишах стоят плюсики с цифрами и это важно, некоторые критики как раз и упрекают режиссера, и следовательно драматурга, в некой заумности и не соответствие представления с возрастом предполагаемой зрительской аудитории вот например.

Я обратил внимание, что детей до 12 лет на этом спектакле было много и родителей это, кажется, не смущало. Ведь плюс 12 это же не советские дети до 16 не допускаются. Судя по той реакции, которую я наблюдал, что дети, что родители по разному воспринимают спектакль. Кому то не понятно, но понравилось, кому то все понятно, но не понравилось, есть и те кому понятно и понравилось. После спектакля на крыльце девушка спрашивала у выходящей публики, как они могут оценить спектакль понравился или нет. Я задержался, подслушал, разное говорили.

Странно мне, кажется влияет некоторая критика на процесс воспитания, перенося свое представление о нем не на родителей, а на художника. Это так, к слову.

Мне хотелось сказать, что сегодня на барнаульской сцене нет спектакля по пьесе Александра Строганова. При жизни Василия Шукшина его произведения на родине даже не печатали. Строганов конечно не рассказчик деревенских баек с их сермяжной правдой, наверное его трансдраматическая терапия, представляющую собой универсальную схему трансформаций театральных систем в психотерапевтические методы сегодня не актуальна для «духовных скреп», а может напротив, как раз сегодня нам нужен доктор-драматург.

Мне думается что уже не прилично как то для просвещенного города, в котором есть свой доморощенный признанный драматург, а не одной его пьесы в местном театре не идет. Что тут скажешь, если только вспомнить Книгу.


«...Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57).


Вадим Климов.

Комментариев нет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.