Космос в поэзии Владмира Соколова

MjQhVZG1m4kМерцает Млечный путь
неровный и крутой.
(Владимир Соколов)
Прежде чем начать разговор о сборнике Владимира Соколова, позвольте несколько слов о космосе.
Космос (в переводе c греческого «порядок», «мировой порядок», «устройство»,) в мифологической раннефилософской традиции понимается как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом Вселенная (в отличие от хаоса).
Другой дефиниции слова «космос» – «красота» соответствует переносное значение слова «поэзия»: «красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования». Как несложно заметить, эти две дефиниции практически идентичны.
В своё время А. Блок говорил, что человек «называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос... космос – устроенная гармония, культура…».
С древних времён тексты философского, религиозного, мировоззренческого содержания слагались в стихотворной форме. Традиция не давала возможности говорить о космосе иначе, кроме как в стихах.
Обратимся к заглавию сборника Владимира Соколова «Ягодка вселенской голубики». Человеку, мыслящему образами (сиречь поэту) не трудно представить, о чём здесь идёт речь. Вот отрывок из стихотворения, давшего название всей книге:
Мал человек и слаб, как ни крути.
В просторах чёрных
Космоса-владыки
Земля
на ветке Млечного пути
лишь ягодка
вселенской голубики…
Однако это стихотворение не про космос (точнее не только про него). Прежде всего, здесь речь идёт о человеке и о его стремлении если не покорить космическое пространство, то, по крайней мере, быть с ним в гармонии.
Здесь человек вцепился
за прогресс.
На «Ягодке» устроить рай
дерзает.
И мысль его – вот чудо из чудес –
вселенной глуби
молнией пронзает!
Устремлённость человечества, направленная на освоение космоса, которое предвосхитил и во многом сформировал К. Циолковский, способствует расширению индивидуального сознания до космических масштабов и возвращает присущую человеку когда-то в Античности и утраченную впоследствии целостность мировосприятия, которая немыслима без переживания единства микро- и макрокосмоса.
Такое единство мы находим во многих произведениях В. Соколова. Особенно выражено оно в стихотворении «Вселенная», где отождествление человека с планетой даёт нам повод говорить о наличии космоса в душе и наличии души у космоса:
Планет не меньше, чем людей,
Они, как люди, не похожи,
Одна взрослей и холодней,
Другая ярче и моложе…
Маленький мирок человека становится неразрывно связан со вселенной. Гармония микро- и макрокосма переносится и на окружающие предметы, образуя на первый взгляд причудливые, но при ближайшем рассмотрении гармоничные космическоземные локусы.
Возьмём стихотворение «Осенний лист». Начинается оно вполне обыденно и по-земному:
…Жёлтый лист на грудь ко мне упал
И притих под ветром на мгновенье.
Однако последние два стиха совершенно неожиданно переносят читателя в космические дали, хотя речь идёт всё о том же осеннем листе:
…И теплей мне стало оттого,
Что летит он где-то во вселенной…
Таким образом, явственно не обозначенный, но подразумевающийся космический хронотоп гармонично сплетается с хронотопом земным.
Космос Владимира Соколова связан с его личными, интимными переживаниями. Луна в стихотворении «Лунный букет» связана с любовной тематикой. Звёзды в стихотворении «Млечный путь» - с воспоминаниями и переживаниями детства.
Млечный путь сравнивается с ветвью дерева, что невольно наталкивает на мысль об архетипическом древе мироздания:
…А Млечный путь теперь сверкает
как ветвь
в космическом лесу…
(«Млечный путь)
Или же:
…Земля
на ветке Млечного пути…
(«Мал человек и слаб, как ни крути…»)
Итак, рассмотрев приведённые выше примеры, можно увидеть, что в творчестве Владимира Соколова очень много космических образов, что даёт право называть его поэзию (не во всех, но во многих случаях) поэзией космизма.
Что такое космизм? Это ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.
Черты космизма в литературе:
1)Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
2)Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
3)Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
4)Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.
Все эти черты у стихов Владимира Соколова есть.
Как отметил В. Казютинский (доктор философских наук, профессор), Современный космизм может рассматриваться как неконцептуализируемое переживание человеком целостности мира, его единства с космическим целым, то есть его космичности, которая проявляет себя в самых различных формах в зависимости от социокультурного и личностного контекста.
Абстрагируясь от «заумных» определений, можно для себя отметить, что поэзия Владимира Соколова – это поэзия земной души, рассмотренная сквозь призму вселенной; души, рвущейся ввысь и стремящейся к гармонии с космосом.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.