Этапы жизни и основные темы творчества А. Н. Потапова

   Александр Никитович Потапов – один из самых ярких и самобытных художников в современном искусстве Сибири и Алтая, чьё творчество сегодня широко известно за пределами нашего края. Работы А.Н, Потапова находятся в фондах музеев гг. Москвы, Иркутска, Барнаула, Саянска, Шелехова, ВМЗ им. В.М Шукшина с. Сростки, в частных собраниях коллекционеров России, Болгарии, Чехии, Греции, Польши, Германии, Кубы, США, Японии, Буркина-Фасо, Швеции.


  Содержимое_099 А началось всё с Родины, с Сибирской земли, своеобразным символом укоренённости в которой стал творческий псевдоним мастера – Тунгус Черемховский. Художник родился 11 февраля 1940 г. В г. Черемхово Иркутской области. На заре своей истории это место носило поэтическое название Черемуховской слободы, а в Советское время государство включило Черембасс в число ведущих угольных регионов. Главным делом черемховцев на протяжении всего ХХ века оставалось добыча каменного угля.


   Старший среди семи детей в семье, Александр Никитович с 17 лет трудился на производстве, овладев профессиями вулканизаторщика, шлифовщика, слесаря-монтажника, автослесаря, моляра. Начало жизненного пути во многом сформировало мировоззрение будущего художника, с его уважением к русскому человеку - труженику, его мастеровитости, житейской мудрости, смекалке, неиссякаемому юмору.


В 1962 г., сменив более десятка рабочих специальностей, А.Н. Потапов поступил на вечернее отделение Иркутского училища искусств.В 1967 г., вскоре после выпускных экзаменов, получив квалификацию художника - оформителя, Александр Никитович уехал в г. Братск, где завершалось строительство самой крупной в мире, на тот момент, гидроэлектростанции. Спустя год работы художником во дворце культуры г. Братска, Александр Никитович перебрался в г. Новочеркасск. Потом снова были города Иркутск, Братск. С 1972 г. Он живёт и трудится на Алтае, в Барнауле.Содержимое_052


     В 1972 – 1997 гг. А.Н. Потапов работал в Алтайском творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР. Принимая самое активное участие в творческой жизни края, Александр Никитович создаёт множество работ, повествующих о трудовых подвигах жителей Алтая («В кузнечно-прессовом», 1976; «Алтайские студенческие стройотряды», 1978; «Пчёлка», 1978; «Колькина Эртээшка», 1980). Художнику интересны жизненные истории людей, их судьбы. Так, в серии офортов «История села Поломошного» (1984 – 1988 гг.), где Александр Никитович обращается к истории одного села, концептуальной основой повествования становится жизнь нескольких поколений его обитателей.


       Своё мастерство  А.Н. Потапов совершенствует в неоднократных творческих командировках в домах творчества «Сенеж» и «Челюскинская», где в 1985 г. Художник знакомится с основоположником современного лубка Виктором Петровичем Пензиным. С этой встречи, знаковой для А.Н. Потапова, лубок получает прочное основание в его житейской и художнической сущности, становится «визитной карточкой» мастера на долгие годы.


      Стилистика лубка, свойственный ему язык метафоры, декоративная красочность «народной картинки» - всё это, как нельзя кстати, легло на мировосприятие Александра Никитовича Потапова, позволив художнику раскрыться и сказать о самом главном, значимом – родной истории и культуре, любовь к которым движет мастером на протяжении всего творческого пути. В разные годы А.Н. Потапов обращался к таким темам как «Русская масленица» (1995), «!Русская сибирская свадьба» (1999). Верность русской традиции, её понимание нашли отражение в графической серии Александра Потапова «Русский народный календарь», над которым автор работает с 2001 г. Это своего рода энциклопедия в картинках, иллюстрирующая исконный уклад жизни русского человека, где каждый праздник имел свое особое значение, был связан с определёнными формами поведения и культурными обычаями.


   Один из самых многочисленных по количеству произведений в творчестве художника – цикл «Пословицы и поговорки русского народа». Автор трудится над ним около 30 лет. Главным его наставником на этом пути и в то же время главным источником стало двухтомное издание « пословицы русского народа» В. Даля. Обращаясь к уникальному наследию русской народной культуры, художник образно интерпретирует его на свой лад. Первоначальный смысл русских пословиц и поговорок трактуется А.Н. Потаповым с позиции современного человека, становясь созвучным личности художника, его проблемам и поискам.


Содержимое_146  Цикл работ «Русские пословицы и поговорки» в творчестве А.Н. Потапова – это размышление о судьбе русского народа, осознание на образно-этическом, знаковом уровне подлинной сущности переломных эпох русской истории. Так, изображение пары разудалых молодцев в работе «Вали: что мешок сыпь, что в закром», получившее форму гротеска, демонстрирует  нам двойственный, противоречивый характер политической  ситуации в России 1937 года. Ставший стереотипным для стран Запада образ мужика в красной рубахе с балалайкой в руках являет собой парадный фасад советского строя, истинное содержание которого представлено машиной спецобразца, где под конвоем перевозились заключенные  и бараками, прячущимися за высоким забором с вышками.


Пристального внимания заслуживают размышления А.Н. Потапова о судьбе  России, увиденной им во всём многообразии драматических преобразований советской действительности, трактуемой автором с позиции очевидца. «Россия под знаками Востока. От дракона до дракона» - графический цикл – хроника последнего десятилетия ХХ века, работа над которыми началась в 2002 г. И продолжается сегодня. Это своего рода история в лицах, где, следуя жанру публицистики и собственному ощущению переломной эпохи, художник изображает «перестроечную» действительность в черно-белом цвете, обостряя восприятие происходящего, условное воспроизведение которого представляет собой образную символизацию человеческого бытия: праведного и грешного, доброго и злого.Содержимое_009


    А.Н, Потапову свойственно философское осмысление действительности. В своём творчестве он обращается к извечным вопросам русского общества, один из которых – «куда идти?» - звучит в живописной работе мастера «Исход». О чем она? Да о нас с вами. Это позади нас – покинутая деревня . Впереди – «лучшая жизнь». Да только идём мы к ней почему-то  на ходулях. Скоро ли дойдем? Да и дойдем ли вовсе? Глянешь на работу мельком – смешно, а задуматься – грустно.


      Работы А.Н. Потапова интересно не только смотреть, но и читать. Вроде как со смехом, про жизнь, играючи, а что ни фраза, то «ни в бровь, а в глаз». Что-то здесь из устного народного творчества, многое от самого художника. Мастеру всегда  есть, что сказать людям. Да так всё ладно, что поневоле задумаешься что словесное творчество А.Н. Потапова пора изучать отдельно. Ведь устами мастера народная мудрость по-прежнему учит нас самым главным вещам: любви, добру, справедливости…


      Мир образов А.Н. Потапова необычайно многолик: русский фольклор, славянская мифология, экология, личность и произведения В.М. Шукшина… Так, обращаясь к истокам русского самосознания, и следуя собственному видению истории, художник открывает нам истинную сущность происходящего, условные образы которого обретают знаковую природу и чётко выраженную этическую принадлежность. Вглядываясь в листы А.Н. Потапова, мы заново открываем для себя философию национального самосознания, силу и непостижимость русского характера


Старший научный сотрудник государственного художественного музея Алтайского края, Сидорова О.В.



IZO

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.